Дети, которые живут возле крупных дорог, чаще отстают в развитии
У детей, которые живут рядом с крупными автомагистралями, увеличивается риск не только физических болезней. Они, как выяснили ученые, примерно в два раза чаще получают более низкие оценки в тестах коммуникационных навыков по сравнению с теми, кто живет дальше от дорог. Об этом говорит американская научная работа, результаты которой опубликованы в журнале Environmental Research.
Кроме того, у детей женщин, подвергавшихся во время беременности воздействию повышенного уровня загрязняющих веществ, связанных с дорожным движением (ультрадисперсных частиц [УДЧ] и озона), была выше вероятность возникновения задержек развития в младенческом и раннем детском возрасте.
«Наши результаты указывают, что следует свести к минимуму воздействие загрязненного воздуха во время беременности, а также в младенчестве и раннем детстве, то есть во всех ключевых периодах развития мозга ребенка», - заявила доктор Полин Мендола (Pauline Mendola), ведущий автор исследования.
Предыдущие исследования связывали воздействие наиболее распространенных загрязнителей воздуха на беременных женщин с низким весом младенца при рождении, преждевременными родами и мертворождением. В некоторых исследованиях был выявлен повышенный риск аутизма и снижения когнитивных функций у детей, живущих вблизи автострад. Но результаты исследований о том, как воздействие загрязненного воздуха может повлиять на развитие ребенка, были достаточно противоречивыми.
В ходе данного исследования ученые сопоставили адреса 5825 детей с их удаленностью от больших дорог. Затем они сопоставляли домашний адрес и рабочий адрес матери во время беременности с данными Агентства по охране окружающей среды об уровне загрязнения воздуха в данной местности. Полученные данные они соотнесли с результатами тестов по оценке развития ребенка: мелкой моторики, двигательных навыков, общения, социализации и способности решать задачи.
По сравнению с детьми, живущими на расстоянии 800 метров и дальше от автомагистралей, дети, живущие ближе, чем 500 метров от дороги, в два раза чаще плохо проходили хотя бы один тест на коммуникацию.
Исследователи также оценили воздействие озона и ультрадисперсных вдыхаемых частиц, образующихся в результате сгорания автомобильного топлива. Мелкие вдыхаемые частицы в 30 раз меньше ширины человеческого волоса – они могут проходить через защитные барьеры легких и всасываться непосредственно в кровь.
По словам авторов, результаты показали, что воздействие загрязненного воздуха в раннем детстве может привести к более высокому риску задержки развития по сравнению с аналогичными воздействиями в утробе матери, которая служит своеобразным барьером на их пути. Исследование носит ассоциативный характер и поэтому не может доказать причину и следствие. Авторы отметили, что для подтверждения их выводов необходимы более масштабные исследования.