Дьяку – дьяково, писарю - писарево, а лекарю - лекарево
На постсоветском пространстве, где здравоохранение душит модель Семашко, государственные (и до недавнего времени муниципальные) учреждения здравоохранения являются исполнительным продолжением органов управления здравоохранением.
Практическое звено выполняет предначертания бюрократии в деле государственного строительства в отдельно взятой отрасли социальной сферы.
Но работники учреждений здравоохранения – ни разу не должностные лица. Это чиновники органов управления здравоохранением (и те, чьи должности отнесены к номенклатуре) – должностные лица. Именно их должности внесены в реестр государственной (муниципальной) службы. Но не должности врачей, медсестер и санитарок. Это первые – дьяки в допетровском значении, вторые – всего лишь лекари.
Между тем в последние 10-15 лет возбудились правоохранительные органы, особенно после развода Прокуратуры и Следственного комитета – каждый стремится продемонстрировать свою приоритетную нужность.
И знаменитая глава 30 Уголовного кодекса РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" стала в геометрической прогрессии часто применяться в здравоохранении. Нет, конечно, в отношении не дьяков (такие случаи единичны), а лекарей.
Непримечательные примечания к ст.285 УК РФ разъясняют, что привлекаются по статьям названной главы не только осуществляющие функции представителя власти дьяки, но и выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции при государевой службе писари.
А поскольку лекарям вменены функции писарей (выдача листков временной нетрудоспособности, льготных рецептов, всевозможных справок и пр.), правоохранители их собирают пачками на взятках и прочих злоупотреблениях, обычно – с подставами.
Объяснить повышенное внимание правоохранителей к лекарям можно особым радением за закрома Родины: ведь злоупотребления лекарей встают в копеечку для государственной казны. И это понятно.
Не понятно другое. Если по городам и весям огромной страны лекари системно воспроизводят злоупотребления при осуществлении функций писарей, почему бы не избавить этих лекарей от этих функций писарей?
Ведь имитировать борьбу со следствиями – легче, чем устранить причину.
А достаточно для осуществления этих функций всего лишь выделить штат писарей в прямом подчинении у дьяков. Лекари предоставляют им медицинские основания – для выписки больничных, льготных рецептов и пр., а юридические решения – и под свою юридическую ответственность – осуществляют сами дьяки и исполняют писари. Вместо того чтобы требовать с кого-то и ни за что не отвечать, они получают полноценную ответственность за исполнение своих прямых обязанностей (или "полномочий" по Голиковой). А у лекарей и своих прямых обязанностей, и вытекающей из их исполнения ответственности предостаточно.
Вот интересно, почему ни Кузьменко с профсоюзами, ни Рошаль с Национальной медицинской палатой не ставят именно эти вопросы во главу угла. Лекари не писари за дьяков, вместо них. Лекари – не писари отчетности для дьяков. Им бы успеть описать свое, по лекарскому делу.
А вот от кого-то там мифического защищать лекарей рвутся все они. Почему? Потому что усилий не требуется для такого популизма?
Может быть, пора и для дела постараться?