«Это диагноз самой системе, в которой содержатся дети»

Каждый четвертый живущий в сиротском учреждении ребенок имеет инвалидность, каждый второй — различные психические расстройства и более 80% детей нуждаются в том или ином лечении. Такие результаты показала углубленная диспансеризация воспитанников российских детских домов-интернатов. По мнению экспертов, одними медицинскими мерами исправить эту ситуацию невозможно.
«Это диагноз самой системе, в которой содержатся дети»
Фото: <a href="http://www.shutterstock.com/gallery-130798p1.html?cr=00&pl=edit-00">joyfull</a> / <a href="http://www.shutterstock.com/editorial?cr=00&pl=edit-00">Shutterstock.com</a> /

Каждый четвертый живущий в сиротском учреждении ребенок имеет инвалидность, каждый второй — различные психические расстройства и более 80% детей нуждаются в том или ином лечении. Такие результаты показала проведенная Минздравом в 2014 году углубленная диспансеризация воспитанников российских детских домов и интернатов.

Активное внимание на судьбу детей-сирот государство обратило в начале 2013 года после принятия «закона Димы Яковлева», ограничившего иностранное усыновление. Оценку деятельности губернаторов поставили в зависимость от числа сирот в подведомственном регионе, приемные семьи получили налоговые льготы, были упрощены процедуры усыновления детей. А для остающихся в казенных стенах детей, рядом с которыми, по словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, «нет внимательных родителей», разработали отдельный порядок «масштабной углубленной» диспансеризации.

Новый порядок включает расширенный по сравнению с осмотрами остальных детей набор специалистов и исследований, организацию при необходимости дополнительных процедур, оценку выполнения ранее назначенного лечения, а также обязанность региона обеспечить детям все виды медпомощи, включая высокотехнологичную. Кроме того, были пересмотрены поставленные ранее детям-сиротам диагнозы, связанные с психическим развитием, которые отпугивали потенциальных усыновителей.

Результаты диспансеризации

Результаты диспансеризации 2014 года представил на III Всероссийском съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начальник отдела департамента медпомощи детям и службы родовспоможения Минздрава Игорь Лысиков.

Как следует из Базы данных информационно-аналитической системы Минздрава, всего такую диспансеризацию прошло 228194 воспитанника казенных учреждений. Большинство из них (71,2%) сироты при живых родителях. Число детей с психическими расстройствами составило 121116 человек (53%), из которых умственно отсталыми были признаны 76874 ребенка (33,7%), расстройства аутистического спектра зафиксированы у 892 детей (0,4%). Синдром Дауна имеется у 3228 детей (1,5%). Заражены ВИЧ-инфекцией и больны СПИДом 708 находящихся на попечении государства детей (0,3%).

В 2014 году впервые были выявлены заболевания, требующие диспансерного наблюдения — у 20,5% детей. В основном это (по мере убывания) болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, глаз и психические расстройства. I группа состояния здоровья была установлена 6,2% детей, II группа — 34,2%, III группа — 33,6%, IV группа — 7,9%, V группа — 18,1%. Для сравнения: число детей в общей популяции с I и II группой состояния здоровья составляет более 80% — вдвое больше, чем среди детей-сирот. По итогам диспансеризации лечение в амбулаторных условиях было рекомендовано 83,6% детей, в стационаре — 3,9%.

«Чисто медицинские меры разбиваются об отсутствие социальных»

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, ситуация с медобеспечением детей стала лучше, но нельзя сказать, что она изменилась кардинально. И самое главное то, что решение проблемы больных детей никак не связано с теми мерами, которые предпринимает Минздрав, считает эксперт.

«Эти проблемы связаны с социальной составляющей, — рассказала „МедНовостям“ Альшанская. — Даже здоровому ребенку нужен взрослый, который заботится о нем, следит за его состоянием, вовремя показывает врачу. Те же дети, которым нужно лечение и реабилитация — особая проблема. Ребенку с инвалидностью нужна регулярная серьезная реабилитация. Прооперированного ребенка с ДЦП надо каждый день учить ходить, слабослышащего ребенка, которому установили кохлеарный имплантат — учить говорить. Чисто медицинские меры разбиваются об отсутствие нормальных социальных — по возвращении ребенка в учреждение никто не может уделить ему внимание и не знает, как это делать. Государство вкладывает огромные деньги в лечение детей-сирот, но при этом ничего не делает для того, чтобы изменить систему, которая осуществляет уход за ними».

Кроме того, отсутствие контроля приводит к тому, что положенные ребенку вещи — те же средства реабилитации — или отсутствуют, или «присутствуют номинально». «Мы сталкивались с тем, что выписанные слабовидящему ребенку очки покупали и держали в шкафу, доставая только тогда, когда приезжала комиссия, — рассказала Альшанская. — Очки были дорогостоящие, а нянечка, на попечении которой находилось еще 15 детей, боялась не уследить за тем, чтобы ребенок не разбил или не потерял эти очки».

С нехваткой персонала связана и другая старательно замалчиваемая проблема: сироты не получают своевременного лечения из-за того, что некому ухаживать за ними в больнице. «Эта проблема касается младенцев и детей-инвалидов, — пояснила Альшанская. — Можно госпитализировать одного 10-летнего ребенка, который способен сам себя обслуживать. Но беспомощного ребенка должна сопровождать няня. И если у интерната нет такой возможности, он такого ребенка в больницу просто не кладет».

Диагноз: «последствия пребывания в казенном учреждении»

Самые распространенные заболевания среди детей-сирот связаны с поведением и нервной системой, и, по словам Альшанской, все они могут быть объединены под общим диагнозом: «последствия пребывания в казенном учреждении». «Конечно, есть и врожденные особенности, неврологические проблемы, но самый большой процент заболеваний связан с ситуацией, которая и приводит к медицинским проблемам, — считает эксперт. — Оказавшись в ненормальной ситуации — один, без индивидуального ухода, без мамы, ребенок так тяжело это переживет, что быстро приобретает неврозы и, как следствие, поведенческие особенности. Поэтому, при пересмотре диагнозов, связанных с психическим развитием, сняли их минимальное число. И это диагноз самой системе, в которой содержатся дети».

Альшанская рассказала про встреченную ею в одном из детских домов-интернатов девочку с сохранным интеллектом, но не способную двигаться из-за врожденного отсутствия конечностей. «Эту девочку разместили в группу с не говорящими детьми, — рассказала Альшанская. — Конечно, она не развивалась и получила диагноз „умственная отсталость“. И что же увидит пришедшая с проверкой комиссия? Речевое развитие не на уровне ее возраста? —- Конечно. Диагноз можно подтвердить? — Да. А на то, из-за чего возникла отсталость в развитии ребенка, комиссия смотреть не будет. Надо пересматривать не диагнозы, а условия содержания детей и отношение к каждому ребенку».

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию