Как нам обустроить ГЧП

Экспертное мнение о возможностях оптимизации расходов на здравоохранение
Как нам обустроить ГЧП
Владимир Кукушкин. Фото из личного архива. /
Владимир Кукушкин, Управляющий партнер, Консалтинговая группа ЭВЕНТУС
3 минуты

{#vrez.58118}

Задачи повышения эффективности расходования средств на здравоохранение можно разделить не два важных блока:

1. Повышение эффективности управления как на макроуровне (федерация, регион), так и на уровне отдельно взятой системы организации специализированной медицинской помощи (родовспоможения, сердечно-сосудистой, онкологической и пр.) и отдельной медицинской организации. При этом нужно понимать сложную взаимосвязь всех уровней, роль и место медицинской организации, конечную цель и задачи системы здравоохранения, которые выражаются, в первую очередь, не в увеличении количества оказанных услуг и пролеченных больных, а в улучшении показателей здоровья населения, в том числе снижении заболеваемости.

2. Повышение эффективности расходования средств на создание и модернизацию необходимой и современной инфраструктуры для здравоохранения. Это задачи оптимального планирования требуемой инфраструктуры как географически, так и с учетом изменения демографических, эпидемиологических и других факторов. И, безусловно, вопросы оптимизации этих бюджетных затрат.

Как это делается "у них"

Анализ мирового опыта демонстрирует успешные примеры вовлечения бизнеса в решение этих задач при формировании понятных взаимоотношений и системы экономических стимулов в интересах государства. Так, в 1991 году в Швеции частный сектор был допущен к владению и управлению госпиталями, сервисами скорой помощи, лабораториями, что привело к снижению реальной стоимости рентгеновских услуг на 50 процентов, лабораторных услуг - на 40 процентов, продолжительности ожидания для диагностики и лечения - на 30 процентов. В Австралии после приватизации 50 госпиталей затраты на строительство новых госпиталей понизились на 20 процентов, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30 процентов. В Великобритании, где здравоохранение является государственным, частный капитал вложит в него в ближайшие 20 лет более 600 миллиардов фунтов стерлингов. В Германии последние 10 лет с привлечением частных инвестиций строится до 22 процентов новых больниц.

Когда и как привлекать частный бизнес

Тем не менее, ГЧП начинается не с инициативы частного бизнеса. ГЧП начинается с определения уполномоченным органом государственной власти необходимости реализации того или иного проекта, описания и формализации ключевых показателей и задач, которые должны быть решены в ходе его реализации. А также с оценки необходимых финансовых, временных и прочих ресурсов, описания и определения рисков. Очевидно, привлечение частного партнера для реализации проекта целесообразно в тех случаях, когда возможно более эффективное использование этих ресурсов, выраженное либо в экономии, либо в повышении качественных и/или количественных показателях проекта.

Основные преимущества реализации проекта в форме ГЧП по сравнению с бюджетным финансированием - это возможность:

- реализовать проект в условиях ограниченного бюджета и перераспределить затраты равномерно на длительный срок;

- снять с региона существенную часть рисков проекта: качество и сроки строительства, ввода в эксплуатацию; превышение бюджета проекта и пр.;

- привлечь лучшие компетенции и практики, повысить инновационную и инвестиционную активность региона.

И это тоже требует отдельного исследования и оценки, анализа возможных форм взаимодействия.

Что нужно понимать

Успешное привлечение частного партнера государством возможно при четком понимания нескольких ключевых вопросов:

1. Инвестор - это не спонсор, необходимым условием участия в проекте является возврат инвестиций с определенной доходностью;

2. Партнерство означает определение условий и параметров взаимодействия в равноправном переговорном процессе, где каждая сторона заинтересована в достижении результата, при этом именно государство является инициатором и основным интересантом реализации проекта;

3. Переговорный процесс должен инициироваться государством тогда, когда есть четкое понимание и описания содержания проекта, а также доступных для его реализации ресурсов;

4. Переговорный процесс со стороны государства должен вести специализированный орган (подразделение), который имеет необходимые полномочия, экономические, юридические, отраслевые знания и компетенции;

5. Важной задачей переговорного процесса является согласование с потенциальными партнерами формы взаимодействия, финансовой модели, распределения рисков проекта, критериев конкурса и методики оценки конкурсных предложений;

6. Объем преференций частному партнеру должен соотноситься с теми дополнительными прямыми или косвенными выгодами региона, которые он получает в ходе реализации проекта (экономию бюджетных средств, дополнительные налоговые поступления), их четкое понимание и оценка позволяют обоснованно аргументировать свои позиции в переговорах с инвестором.

Сложность в разработке и реализации проектов с использованием механизмов ГЧП требует привлечения органами государственной власти специализированных консультантов и/или создания специализированных центров развития ГЧП. 

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию