Как нам обустроить ГЧП
{#vrez.58118}
Задачи повышения эффективности расходования средств на здравоохранение можно разделить не два важных блока:
1. Повышение эффективности управления как на макроуровне (федерация, регион), так и на уровне отдельно взятой системы организации специализированной медицинской помощи (родовспоможения, сердечно-сосудистой, онкологической и пр.) и отдельной медицинской организации. При этом нужно понимать сложную взаимосвязь всех уровней, роль и место медицинской организации, конечную цель и задачи системы здравоохранения, которые выражаются, в первую очередь, не в увеличении количества оказанных услуг и пролеченных больных, а в улучшении показателей здоровья населения, в том числе снижении заболеваемости.
2. Повышение эффективности расходования средств на создание и модернизацию необходимой и современной инфраструктуры для здравоохранения. Это задачи оптимального планирования требуемой инфраструктуры как географически, так и с учетом изменения демографических, эпидемиологических и других факторов. И, безусловно, вопросы оптимизации этих бюджетных затрат.
Как это делается "у них"
Анализ мирового опыта демонстрирует успешные примеры вовлечения бизнеса в решение этих задач при формировании понятных взаимоотношений и системы экономических стимулов в интересах государства. Так, в 1991 году в Швеции частный сектор был допущен к владению и управлению госпиталями, сервисами скорой помощи, лабораториями, что привело к снижению реальной стоимости рентгеновских услуг на 50 процентов, лабораторных услуг - на 40 процентов, продолжительности ожидания для диагностики и лечения - на 30 процентов. В Австралии после приватизации 50 госпиталей затраты на строительство новых госпиталей понизились на 20 процентов, количество обслуживаемых пациентов выросло на 30 процентов. В Великобритании, где здравоохранение является государственным, частный капитал вложит в него в ближайшие 20 лет более 600 миллиардов фунтов стерлингов. В Германии последние 10 лет с привлечением частных инвестиций строится до 22 процентов новых больниц.
Когда и как привлекать частный бизнес
Тем не менее, ГЧП начинается не с инициативы частного бизнеса. ГЧП начинается с определения уполномоченным органом государственной власти необходимости реализации того или иного проекта, описания и формализации ключевых показателей и задач, которые должны быть решены в ходе его реализации. А также с оценки необходимых финансовых, временных и прочих ресурсов, описания и определения рисков. Очевидно, привлечение частного партнера для реализации проекта целесообразно в тех случаях, когда возможно более эффективное использование этих ресурсов, выраженное либо в экономии, либо в повышении качественных и/или количественных показателях проекта.
Основные преимущества реализации проекта в форме ГЧП по сравнению с бюджетным финансированием - это возможность:
- реализовать проект в условиях ограниченного бюджета и перераспределить затраты равномерно на длительный срок;
- снять с региона существенную часть рисков проекта: качество и сроки строительства, ввода в эксплуатацию; превышение бюджета проекта и пр.;
- привлечь лучшие компетенции и практики, повысить инновационную и инвестиционную активность региона.
И это тоже требует отдельного исследования и оценки, анализа возможных форм взаимодействия.
Что нужно понимать
Успешное привлечение частного партнера государством возможно при четком понимания нескольких ключевых вопросов:
1. Инвестор - это не спонсор, необходимым условием участия в проекте является возврат инвестиций с определенной доходностью;
2. Партнерство означает определение условий и параметров взаимодействия в равноправном переговорном процессе, где каждая сторона заинтересована в достижении результата, при этом именно государство является инициатором и основным интересантом реализации проекта;
3. Переговорный процесс должен инициироваться государством тогда, когда есть четкое понимание и описания содержания проекта, а также доступных для его реализации ресурсов;
4. Переговорный процесс со стороны государства должен вести специализированный орган (подразделение), который имеет необходимые полномочия, экономические, юридические, отраслевые знания и компетенции;
5. Важной задачей переговорного процесса является согласование с потенциальными партнерами формы взаимодействия, финансовой модели, распределения рисков проекта, критериев конкурса и методики оценки конкурсных предложений;
6. Объем преференций частному партнеру должен соотноситься с теми дополнительными прямыми или косвенными выгодами региона, которые он получает в ходе реализации проекта (экономию бюджетных средств, дополнительные налоговые поступления), их четкое понимание и оценка позволяют обоснованно аргументировать свои позиции в переговорах с инвестором.
Сложность в разработке и реализации проектов с использованием механизмов ГЧП требует привлечения органами государственной власти специализированных консультантов и/или создания специализированных центров развития ГЧП.