У школьников на домашнем обучении выявились проблемы с поведением

Во время пандемии многие страны вынуждены были перейти на дистанционное обучение в школах и вузах, и Россия — не исключение. Новое исследование Гарвардского университета в очередной раз показало, что «удаленка» для детей имеет больше минусов, чем плюсов. Результаты опубликованы в JAMA Pediatrics.

У школьников на домашнем обучении выявились проблемы с поведением
У школьников на домашнем обучении выявились проблемы с поведением / Фото: TsybinaElena / Depositphotos

Ученые провели серию опросов 405 родителей с января по май 2021 года, когда более половины американских школьников перешли на дистанционное или гибридное образование, при котором дети посещают школу в среднем раз в неделю. Специалисты сосредоточились на оценке влияния этих форм обучения на поведение детей.

Результаты оказались неутешительны: большинство родителей сообщили о том, что поведение их детей ухудшилось по сравнению с временами до пандемии. В частности, опрошенные выделили несколько неадекватных форм поведения у ребенка, с которыми они не сталкивались раньше: агрессия, замкнутость, трудности с концентрацией внимания. Эти проблемы были характерны как для дистанционного, так и гибридного образования.

«Вероятно, это связано с «турбулентностью» переключения между форматами обучения, общей нестабильностью в образовании, а также со стрессом, которые испытывают семьи, приспосабливаясь к таким условиям», — сообщили авторы исследования.

Они подчеркнули, что для детского психического здоровья очень важна предсказуемая среда с четким и последовательным распорядком. Если в условиях пандемии у семьи нет возможности вернуться к нормальной жизни, очень важно оказывать детям поддержку и при необходимости обращаться за помощью к специалистам.

Ранее образовательная организация Challenge Success провела опрос более 10 тысяч учащихся американских школ с целью оценить, как дистанционное и гибридное обучение повлияло на психологическое состояние детей. У 84% детей на онлайн-обучении появились симптомы нервного истощения, головная боль, проблемы со сном и другие признаки серьезного стресса. Они также говорили о том, из-за невозможности посещать школу у них нет взрослого, к которому бы они могли обратиться за поддержкой.

Исследование показало, что дистанционное обучение заметно увеличивает учебную нагрузку: дети на «удаленке» в среднем тратят на выполнение домашних заданий на 90 минут больше. Кроме того, число старшеклассников, которых не радует учеба и они считают ее бессмысленным занятием, увеличилось на 48% по сравнению с показателями до пандемии. На 12% возросло и количество подростков, которые прямо заявляют, что не заинтересованы в учебе.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию