Полмиллиарда на мониторинг очередей и вежливую регистратуру

Правительство утвердило паспорт проекта по созданию новой модели поликлиники. Как обещают авторы идеи, она позволит сократить очереди, время записи на прием к врачу и сроки прохождения диспансеризации, а также повысить уровень удовлетворенности пациентов. Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут выделяемые на нее бюджетные средства.
Полмиллиарда на мониторинг очередей и вежливую регистратуру
Фото: Google Images /

Правительство России утвердило паспорт приоритетного проекта по созданию новой модели поликлиники. Как обещают авторы идеи, его реализация позволит сократить очереди, время записи на прием к врачу и сроки прохождения диспансеризации. Цена вопроса — минимум 450 тысяч миллионов рублей. Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут выделяемые на нее бюджетные средства.

Новая модель

Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» опубликован на сайте правительства. По мнению авторов документа, основанная на «принципах бережливого производства»модель позволит сделать медпомощь более доступной, а пациентов более удовлетворенными оказываемыми им услугами.

Внедрять модель будут поэтапно в течение пяти лет, начав с экспериментальных 155 поликлиник в 2018 году. И до первого апреля 2023 года на «новый уровень оказания медуслуг» должны будут выйти около четырех тысяч медучреждений. К этому моменту в них будут «отлажены процедуры реагирования на отклонения от сроков ожидания медпомощи», для чего повсеместно создадут автоматизированные системы мониторинга ее доступности. «Новая модель медицинской организации» — пациентоориентированная медорганизация, отличающаяся доброжелательным отношением к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации работы и качественной медпомощью с упором на профилактику, сообщила в среду пресс-служба правительства.

Для координации процесса создается новая управленческая структура — Центр организации первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), а также ее региональные подразделения (РЦ ПМСП).

Помощь Росатома

Как следует из паспорта проекта анализом организации первичной медпомощи ЦПМСП займется «при методической поддержке ГК "Росатом"». А затем, на основании этого анализа будут разработаны меры «по устранению типовых проблем». Речь идет о перераспределении нагрузки между врачом и медсестрами, оптимизации логистики движения пациентов, разделении потоков на больных и здоровых, переходе на электронный документооборот, создании «открытой и вежливой регистратуры и комфортных условий для пациента в зонах ожидания.

Цена вопроса — не менее 90 миллионов рублей, ежегодно направляемых из федерального бюджета. Регионы размер своего участия будут определять самостоятельно. За эти деньги авторы идеи обещают вдвое увеличить время работы врача непосредственно с пациентом, а очереди под кабинетом врача, время оформления записи на прием и ожидания этого приема сократить втрое. В итоге «удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях» вырастет до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году.

«Это не называется медицинской помощью»

Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут столь серьезные средства. «Меня, честно говоря, смущают эти суммы, — призналась МедНовостям директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Что они собираются делать за 90 миллионов ежегодно? Сделать картинку размещения кабинетов и поменять график работы врачей?». По ее словам, несколько лет назад «Росатом» уже занимался оптимизацией работы ряда частных клиник с точки зрения логистики, размещения кабинетов, разведения потоков.

«У них в портфеле есть уже несколько поликлиник, и, судя по всему, они решили его расширить, — рассказала Попович. — Хотя странно, что этим занимается «Росатом». Да и вся эта история выглядит довольно странно. Пока не понятно, за счет чего повысится доступность, если не хватает врачей нет, и каким образом будут достигнуты заявленные цели, например, без подключения телемедицины, которая в этих условиях будет немного ограничена. Нужны более глубокие и серьезные изменения. Но из паспорта проекта ничего не видно, кроме очень растянутого периода внедрения модели и создания очередного центра для очень осторожного пробного анализа ситуации. Больше ничего конкретного там нет».

По словам президента Общества специалистов доказательной медицины, профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василия Власова, для него проект выглядит «как бюрократическое оформление того, что и так делается на сегодняшний день». При этом, проблемы с доступом к медпомощи состоят не в том, что люди не могут записаться на прием, а в том, что они не могут ее получить. «Человек может прийти в поликлинику, и его примут, но анализы, которые нужны, для того чтобы поставить диагноз, будут назначены через две недели, — привел пример эксперт. — К этому времени у него заканчивается больничный, анализы так и не получены, лечение проводилось на авось. И это совершенно обычная ситуация, в которой никакие записи через интернет проблемы не решают. Можно мониторировать, как люди записались на прием, и когда они этот прием получили, но это не называется медицинской помощью. Но видимо в правительстве считают, что если создать дополнительные бюрократические структуры, то в России сразу станет хватать специалистов».

Управленческие решения

Есть, впрочем, и другая точка зрения. Так, по мнению директора столичного НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давида Мелик-Гусейнова, конкретные мероприятия программы появятся позже. А пока это, по большому счету, лишь «протокол о намерениях» — какие именно результаты хочет увидеть государство на выходе. И достигаться эти результаты должны за счет грамотных управленческих решений, считает эксперт.

«Большая часть задач лежит не в плоскости оборудования или ремонта, хотя это тоже важно, а в плоскости формирования пациентских потоков, внедрения зон комфортного пребывания и их оснащения», — объяснил Мелик-Гусейнов. По его словам, очень часто маршрут, по которому направляют пациента, оказывается не оптимальным. И ему приходится долго ждать приема у узкого специалиста, который ему, возможно, и не нужен, и проходить избыточное число манипуляций и диагностических процедур.

Что же касается кадрового дефицита, то с ним нужно бороться, равномерно распределяя нагрузку и повышая мотивацию имеющихся сотрудников. «Большую часть проблем можно решить за счет имеющихся кадров, но для этого также нужны правильные управленческие решения, — считает эксперт. — Это, во-первых, внедрение прозрачной системы оплаты труда — чтобы люди понимали, за что они получают фиксированную зарплату, а за что доплату. А, во-вторых, правильное распределение нагрузки, чтобы не было такого, когда одни ресурсы перегружены, а другие в это время простаивают. Конечно, нужно новые кадры, но с учетом нынешней демографической ситуации, ожидать прихода дополнительных специалистов в том количестве, как было раньше, не оправданно».

Столичный опыт

Стандартизация амбулаторной помощи, в том числе, в плане сервиса, оправдала себя в Москве, принявшей несколько лет назад стандарт городской поликлиники, рассказал Мелик-Гусейнов. По его словам, число жалоб от пациентов сокращается, их пребывание в стенах поликлиник становится более комфортным. Новые правила оказались «гуманны» не только по отношению к пациентам, но и к врачам, большая часть которых поддерживает эту стандартизацию. «Москва может послужить примером, хотя, конечно, не везде — для небольших городов, сельской местности нужны свои решения и алгоритмы. Добиться каких-то результатов реально в любом случае, были бы инициатива и движение», — уверен эксперт.

Впрочем, управленческая отчетность не всегда совпадает с реальной ситуацией и в столичных поликлиниках. Как рассказала МедНовостям участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина, реальная доступность для пациентов исследований или консультаций врачей-специалистов, и та картинка, которая отражается в аналитическом центре департамента по системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) — это абсолютно разные вещи. Фактически пациенты заносятся в журналы и ждут очереди по месяцу, а то и по полтора. «Чтобы направить пациента на обследования, которые являются стандартными при многих заболеваниях, терапевт должен написать обоснование и отдать заведующему на подпись. Затем заведующие разбираются в горах карт от всех врачей и вписывают их назначения в журналы, по которым пациенты реально ожидают очереди. Но зато в ЕМИАС отражается запись только на пять дней, а на шестой уже горят свободные места. Такая вот доступность».

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию