Полмиллиарда на мониторинг очередей и вежливую регистратуру

Правительство утвердило паспорт проекта по созданию новой модели поликлиники. Как обещают авторы идеи, она позволит сократить очереди, время записи на прием к врачу и сроки прохождения диспансеризации, а также повысить уровень удовлетворенности пациентов. Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут выделяемые на нее бюджетные средства.
Полмиллиарда на мониторинг очередей и вежливую регистратуру
Фото: Google Images /

Правительство России утвердило паспорт приоритетного проекта по созданию новой модели поликлиники. Как обещают авторы идеи, его реализация позволит сократить очереди, время записи на прием к врачу и сроки прохождения диспансеризации. Цена вопроса — минимум 450 тысяч миллионов рублей. Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут выделяемые на нее бюджетные средства.

Новая модель

Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» опубликован на сайте правительства. По мнению авторов документа, основанная на «принципах бережливого производства»модель позволит сделать медпомощь более доступной, а пациентов более удовлетворенными оказываемыми им услугами.

Внедрять модель будут поэтапно в течение пяти лет, начав с экспериментальных 155 поликлиник в 2018 году. И до первого апреля 2023 года на «новый уровень оказания медуслуг» должны будут выйти около четырех тысяч медучреждений. К этому моменту в них будут «отлажены процедуры реагирования на отклонения от сроков ожидания медпомощи», для чего повсеместно создадут автоматизированные системы мониторинга ее доступности. «Новая модель медицинской организации» — пациентоориентированная медорганизация, отличающаяся доброжелательным отношением к пациенту, отсутствие очередей за счет правильной организации работы и качественной медпомощью с упором на профилактику, сообщила в среду пресс-служба правительства.

Для координации процесса создается новая управленческая структура — Центр организации первичной медико-санитарной помощи (ЦПМСП), а также ее региональные подразделения (РЦ ПМСП).

Помощь Росатома

Как следует из паспорта проекта анализом организации первичной медпомощи ЦПМСП займется «при методической поддержке ГК "Росатом"». А затем, на основании этого анализа будут разработаны меры «по устранению типовых проблем». Речь идет о перераспределении нагрузки между врачом и медсестрами, оптимизации логистики движения пациентов, разделении потоков на больных и здоровых, переходе на электронный документооборот, создании «открытой и вежливой регистратуры и комфортных условий для пациента в зонах ожидания.

Цена вопроса — не менее 90 миллионов рублей, ежегодно направляемых из федерального бюджета. Регионы размер своего участия будут определять самостоятельно. За эти деньги авторы идеи обещают вдвое увеличить время работы врача непосредственно с пациентом, а очереди под кабинетом врача, время оформления записи на прием и ожидания этого приема сократить втрое. В итоге «удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях» вырастет до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году.

«Это не называется медицинской помощью»

Эксперты пока плохо представляют, как будет работать новая модель, и на что пойдут столь серьезные средства. «Меня, честно говоря, смущают эти суммы, — призналась МедНовостям директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Что они собираются делать за 90 миллионов ежегодно? Сделать картинку размещения кабинетов и поменять график работы врачей?». По ее словам, несколько лет назад «Росатом» уже занимался оптимизацией работы ряда частных клиник с точки зрения логистики, размещения кабинетов, разведения потоков.

«У них в портфеле есть уже несколько поликлиник, и, судя по всему, они решили его расширить, — рассказала Попович. — Хотя странно, что этим занимается «Росатом». Да и вся эта история выглядит довольно странно. Пока не понятно, за счет чего повысится доступность, если не хватает врачей нет, и каким образом будут достигнуты заявленные цели, например, без подключения телемедицины, которая в этих условиях будет немного ограничена. Нужны более глубокие и серьезные изменения. Но из паспорта проекта ничего не видно, кроме очень растянутого периода внедрения модели и создания очередного центра для очень осторожного пробного анализа ситуации. Больше ничего конкретного там нет».

По словам президента Общества специалистов доказательной медицины, профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василия Власова, для него проект выглядит «как бюрократическое оформление того, что и так делается на сегодняшний день». При этом, проблемы с доступом к медпомощи состоят не в том, что люди не могут записаться на прием, а в том, что они не могут ее получить. «Человек может прийти в поликлинику, и его примут, но анализы, которые нужны, для того чтобы поставить диагноз, будут назначены через две недели, — привел пример эксперт. — К этому времени у него заканчивается больничный, анализы так и не получены, лечение проводилось на авось. И это совершенно обычная ситуация, в которой никакие записи через интернет проблемы не решают. Можно мониторировать, как люди записались на прием, и когда они этот прием получили, но это не называется медицинской помощью. Но видимо в правительстве считают, что если создать дополнительные бюрократические структуры, то в России сразу станет хватать специалистов».

Управленческие решения

Есть, впрочем, и другая точка зрения. Так, по мнению директора столичного НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давида Мелик-Гусейнова, конкретные мероприятия программы появятся позже. А пока это, по большому счету, лишь «протокол о намерениях» — какие именно результаты хочет увидеть государство на выходе. И достигаться эти результаты должны за счет грамотных управленческих решений, считает эксперт.

«Большая часть задач лежит не в плоскости оборудования или ремонта, хотя это тоже важно, а в плоскости формирования пациентских потоков, внедрения зон комфортного пребывания и их оснащения», — объяснил Мелик-Гусейнов. По его словам, очень часто маршрут, по которому направляют пациента, оказывается не оптимальным. И ему приходится долго ждать приема у узкого специалиста, который ему, возможно, и не нужен, и проходить избыточное число манипуляций и диагностических процедур.

Что же касается кадрового дефицита, то с ним нужно бороться, равномерно распределяя нагрузку и повышая мотивацию имеющихся сотрудников. «Большую часть проблем можно решить за счет имеющихся кадров, но для этого также нужны правильные управленческие решения, — считает эксперт. — Это, во-первых, внедрение прозрачной системы оплаты труда — чтобы люди понимали, за что они получают фиксированную зарплату, а за что доплату. А, во-вторых, правильное распределение нагрузки, чтобы не было такого, когда одни ресурсы перегружены, а другие в это время простаивают. Конечно, нужно новые кадры, но с учетом нынешней демографической ситуации, ожидать прихода дополнительных специалистов в том количестве, как было раньше, не оправданно».

Столичный опыт

Стандартизация амбулаторной помощи, в том числе, в плане сервиса, оправдала себя в Москве, принявшей несколько лет назад стандарт городской поликлиники, рассказал Мелик-Гусейнов. По его словам, число жалоб от пациентов сокращается, их пребывание в стенах поликлиник становится более комфортным. Новые правила оказались «гуманны» не только по отношению к пациентам, но и к врачам, большая часть которых поддерживает эту стандартизацию. «Москва может послужить примером, хотя, конечно, не везде — для небольших городов, сельской местности нужны свои решения и алгоритмы. Добиться каких-то результатов реально в любом случае, были бы инициатива и движение», — уверен эксперт.

Впрочем, управленческая отчетность не всегда совпадает с реальной ситуацией и в столичных поликлиниках. Как рассказала МедНовостям участковая терапевт диагностического центра №5 Анна Землянухина, реальная доступность для пациентов исследований или консультаций врачей-специалистов, и та картинка, которая отражается в аналитическом центре департамента по системе ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) — это абсолютно разные вещи. Фактически пациенты заносятся в журналы и ждут очереди по месяцу, а то и по полтора. «Чтобы направить пациента на обследования, которые являются стандартными при многих заболеваниях, терапевт должен написать обоснование и отдать заведующему на подпись. Затем заведующие разбираются в горах карт от всех врачей и вписывают их назначения в журналы, по которым пациенты реально ожидают очереди. Но зато в ЕМИАС отражается запись только на пять дней, а на шестой уже горят свободные места. Такая вот доступность».

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати