Разработана Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями

В России скоро может появиться Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями — глобальный документ, определяющий развитие онкологической службы страны до 2030 года. Специалисты надеются, что реализация Стратегии позволит решить глобальную проблему запущенности онкологических больных.
Разработана Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями
Фото: Javier Regueiro/Shutterstock /

В России скоро может появиться Национальная стратегия по борьбе с онкологическими заболеваниями — глобальный документ, определяющий развитие онкологической службы страны до 2030 года. Проект стратегии был представлен на III совещании профильной комиссии Минздрава по специальности «Онкология», которое прошло на прошлой неделе в РОНЦ им. Блохина.

По словам главного внештатного онколога Минздрава Михаила Давыдова, в стране до сих пор нет единой и консолидированной позиции, которая позволяла бы решить глобальную проблему — запущенность онкологических больных. «Самый главный и единственный показатель эффективности работы онкологической службы в каждом регионе — это снижение смертности больных на первом году выявления заболевания, — отметил Давыдов. — Задача национальной стратегии как раз и заключается в том, чтобы создать систему, способную анализировать статистику, контролировать канцер-регистр и работу учреждений, совершенствовать образовательные стандарты и модернизировать материально-техническое обеспечение».

Ущербность действующей системы демонстрирует даже официальная статистика. Так, по данным Минздрава, в 2015 году показатели смертности от онкозаболеваний на большинстве территории страны превысили индикаторы госпрограммы «Развитие здравоохранения». В 28 регионах это превышение составило менее 5%, в 22 — 5-10%, в 10 — 10-15%. В Тверской, Брянской, Ленинградской, Челябинской и Амурской областях можно было говорить уже об эпидемии — здесь уровень смертности от рака оказался на 15-20% выше расчетных значений. Лидером антирейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ (>20%).

В Минздраве ситуацию объясняют «низкой активностью первичного звена» по раннему выявлению и профилактике рака, несвоевременным обращение за помощью самих пациентов, «недоработками в схемах маршрутизации», недостаточным использованием эффективных методов лечения, а также дефицитом кадров. Сами онкологи добавляют к этому также нехватку онкологических коек и значительный износ оборудования в регионах. В частности, по официальным статданным, более 10 лет в стране эксплуатируется 52,6% электронных микроскопов, 48,2% гамма-терапевтических аппаратов для дистанционно-конвенциональной лучевой терапии, 39,7% рентген-терапевтических аппаратов, 30,5% аппаратов для брахитерапии и т.д.

Рассчитанная на последующие 11 лет Национальная стратегия должна исправить существующую ситуацию и, в итоге, снизить преждевременную смертность россиян от рака. В документе сформулированы 10 основных задач по реформированию отрасли. Прежде всего, предстоит навести порядок в нормативно-правовой базе. По мнению экспертов, в России должен появиться специальный закон «О борьбе с онкологическими заболеваниями». И, в числе прочего, этот закон должен будет регламентировать ведение регистров пациентов с онкологическими заболеваниями (взрослых и детей) для обеспечения их качественными лекарствами.

Еще одна задача связана с расширением набора скрининговых программ. При этом охват скринигами должен быть не меньше 80% соответствующих целевых групп. Кроме того, следует изменить порядки оказания онкологической помощи, медицинской реабилитации и паллиативной помощи. Большая роль в Стратегии отводится телекоммуникационным технологиям — от создания системы дистанционных консультаций до внедрения автоматизированного выбора оптимального алгоритма лечения каждого пациента.

Все больные должны быть обеспечены диспансерным наблюдением на двух уровнях — в первичном онкологическом кабинете и межрайонном онкодиспансере. Сама же система оказания онкологической помощи должна стать трехуровневой: речь идет о методической, организационной и кадровой поддержке межрайонных онкоцентров со стороны РОНЦ и главных внештатных онкологов Минздрава РФ и федеральных округов.

Что касается самого лечения, то повышение его эффективности возможно только при внедрении высокоэффективных радиологических, химиотерапевтических и комбинированных хирургических методов лечения на основе клинических рекомендаций, считают авторы документа. Кроме того, должны начать развиваться инновационные методы (персонифицированная фармакотерапия, регенеративная медицина и др.). Понимая неспособность государства самостоятельно потянуть полноценную онкологическую программу, авторы документа предлагают также серьезно развивать государственно-частного партнерство и дополнительное медстрахование, в том числе добровольное страхование риска рака.

Как рассказали в профильной комиссии, в первую очередь, в рамках Стратегии будут реализованы программы по снижению предотвратимой смертности. С учетом демографических групп и задач, поставленный в рамках стратегии социально-экономического развития РФ, планируется значительно усилить работу по шести нозологиям, для которых существуют эффективные методы скрининга. Речь идет о раке молочной железы, шейки матки, предстательной железы, ободочной и прямой кишки, кожи, рта и глотки. А также о лимфомах (особенно лимфоме Ходжкина) и раке легкого, для которых в последнее время появились эффективные технологии лечения и таргетной терапии.

Конкретный план реализации Стратегии появится после согласования ее целевых индикаторов и показателей. Как ожидается, в окончательном варианте документ будет представлен в июне нынешнего года на съезде онкологов в Уфе.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию