Corp

Школа юного хирурга открывается в РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Проект«Школа юного хирурга» инициирован ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект такого масштаба уникален для России.

Проект«Школа юного хирурга» инициирован ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект такого масштаба уникален для России.

В открытии примут участие проректор по лечебной работе в ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, член-корреспондент РАН Христо Тахчиди, директор Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии, к.м.д. Алексей Иванов, заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, кандидат медицинских наук, врач-хирург Александр Гущин, доцент кафедры факультетской хирургии Лечебного факультета врач-хирург ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н., врач-хирург ТарасНечай,начальник отдела разработки прикладных медицинских  технологий и изделий медицинской техники ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Алла Стрижебок, лаборанты кафедры факультетской хирургии лечебного факультета №1, призёры международной конференции «AntwerpMedicalStudentsCongress2016» врачи-хирурги Кирилл Мельников-Макарчук и Антон Тягунов, представители Департамента образования города Москвы  и др.

«Острая кишечная непроходимость. Ты туда не ходи, ты сюда ходи», «Грыжи передней брюшной стенки. Положи, а то пупок вылезет», «Сосудистая хирургия. Ноги Вам еще пригодятся», «Сестра, бинт! Десмургия как основа оказания первой помощи», «Узел. Моряки против хирургов», «Кофейная гуща, малиновое желе. Что означают эти гастрономические термины?», «Инновации в медицине. 3D, 4К, роботы»и многое другое» — так причудливо названы вполне серьезные летние занятия по медицине для старшеклассников в Школе юного хирурга, всего 60 различных интенсивов и 10 мастер-классов, 40 лабораторных работ.

В течение месяца ребят обучат самым интересным, наглядным и захватывающим медицинским навыкам, они получат как теоретические, так и практические знания. Школьники сами будут делать гибкую эндоскопию на биоматериале, или позанимаются на лапапроскопическом тренажере, или самостоятельно сделают УЗИ. Эти занятия помогут им в будущем, при желании, выбрать профессию врача, ведь где еще можно овладеть хирургическим узлом в юном возрасте и, главное, найти того человека, который ему научит? Здесь можно! «Медицина, как стиль жизни» — вот слоган учителей-докторов, которые приходят обучать школьников после своей основной работы.

«Когда я был ребенком, я видел пример моих родителей — врачей. Вместе с книгами про путешествия, которые читал, я рассматривал атлас по паталогоанатомии и не понимал что там изображено и для чего все это предназначено. Например, почему хирургические иглы кривые? Зачем нужен такой-то зажим? Мне отец, конечно, что-то объяснял, но показать особо ничего не мог, потому что у меня не было доступа в операционную. Потом я поступил в медицинский институт, и мы видели там, например, кардиограммы, которые были сняты каким-то «тысячелетним» больным, они, надо сказать, в руках уже рассыпались. Мы спрашивали преподавателей: — А можно нам самим снять кардиограмму? — Нет! — отвечали нам — Самим вам нельзя! Мы видели УЗИ в темной комнате. — Можно посмотреть датчик? — интересовались мы — Что вы, он стоит несколько миллионов! Вы не можете брать его в руки, мы за него отвечаем! Или мы стояли в операционной, смотрели из-за плеч хирурга. Да, студенты медицинских институтов  заглядывали в рану в третьем ряду. Никто не понимал, что происходит и что, в общем-то, там делается. Хирурги не особо горели желанием объяснять, потому что они были погружены в свою работу. Зато у нас ребята смогут посмотреть, прикоснуться, попробовать, нажать кнопку, прошить настоящей иглой и понять, почему она кривая. Потому что именно увидев, взяв ее в руку, они поймут, что только кривой иглой можно шить. Мы будем давать биологическую ткань, и они будут ее шить. Они смогут прошить, наложить настоящий хирургический узел. Или на занятии, посвященном сердцу, они увидят, как оно устроено — зачем там клапан и почему оттуда кровь не течет назад. Опять же, попробовать руками хирургическое оборудование. Таким образом, они уже сейчас смогут понять, стоит ли им посвящать себя медицине», — делится доцент кафедры факультетской хирургии №1 Лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, хирург Первой Градской больницы, к.м.н. Тарас Нечай

Замечательные молодые и опытные преподаватели — действующие хирурги познакомят ребят с современным медицинским инструментарием, например, их ждут: стетоскопы, скарификаторы, цоликлоны, глюкометры, УЗИ-аппараты, эндоскопические стойки, тренажеры для узлов и многое другое.

«Представьте, что есть проект, который вам, школьнику старших классов, даст все это оборудование в руки. И не просто даст, а объяснит, как оно работает и по каким принципам получается изображение органов на том же самом ультразвуковом аппарате. Преподаватели прочитают вам лекцию, с примерами и видеофрагментами, потом проведут мастеркласс, а потом дадут в руки ультразвуковой датчик за несколько миллионов и скажут — давай, делай УЗИ, ищи камни в желчном пузыре! На другом занятии тебя научат обращаться с иглодержателем и хирургической иглой, и ты, наконец-то поймешь, почему она круглая и наложишь швы на рану, сделанную на биоматериале. И все это после лекции о прошлом, настоящем и будущем хирургии, о протезах и искусственных органах и бессмертия в медицине и философских вопросах киборгизации человека и пересадки искусственных органов. Дальше в твои руки попадет лапароскопический тренажер, на котором отрабатывают свои навыки настоящие хирурги и у тебя будет возможность выполнить этапы настоящих хирургических операций.  Это ли не фантастика? Ты научишься спасать жизнь человека, попавшего в критическую ситуацию, и будешь до автоматизма отрабатывать навыки на тренажере, чтобы не спасовать в реальной жизни, если вдруг столкнешься с реальной необходимостью оказывать реанимационные мероприятия», — говорит Тарас Нечай.

В ходе практикумов школьники познакомятся с физикальными методами обследования в медицине, изучат работу организма по капле крови, выяснят ее группу, проведут ультразвуковую и эндоскопическую диагностику, поучатся хирургии на биомоделях, попробуют себя в лапароскопической хирургии на тренажерах. Здесь будут развенчаны мифы в медицине, рассказано о прививках и о том, как побеждают онкологию. Также ребят обучат общим принципам оказания первой помощи.

«В моем мастер-классе учащиеся узнают о том, как устроена современная больница, познакомятся с логистикой пациента и  пройдут вместе с ним путь от вызова скорой до операционной. Проведя виртуальную экскурсию по больнице, мы перейдем к общению с пациентом, узнаем, как правильно опрашивать больного, на что обращать внимание и какие ответы нужно получить, а также почему важно хранить медицинскую тайну. Затем мы приступим к обследованию пациента от простого к сложному, начав с физикальных методов исследования. Перкуссия, пальпация и аускультация — методы, дошедшие до нас из глубины веков, но не потерявшие своей актуальности и поныне. Только с помощью пальцев и ушей без высокотехнологичной аппаратуры мы определим расположение печени, легких и сердца и услышим то, как они работают. Также на модели виртуального пациента мы изучим клиническую картину наиболее распространенных заболеваний в неотложной хирургии — острого аппендицита и острого холецистита»,— рассказывает доцент кафедры факультетской хирургии №1 Лечебного факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова, врач-хирург Первой Градской больницы, к.м.н. Тарас Нечай.

В команде с Тарасом Нечаем — лаборанты кафедры факультетской хирургии лечебного факультета №1, призёры международной конференции «AntwerpMedicalStudentsCongress2016» Кирилл Мельников-Макарчук и Антон Тягунов.

«Для некоторых из тех, кто посетит Школу юного хирурга, возможно, уже никогда не найдется лекарства от этого «заболевания». И это замечательно и чудесно. Хирургия станет их образом жизни, операции будут сниться им по ночам, родственники будут постоянно направляемы на обследования, а благородные круги под глазами станут уже привычной чертой лица, что лишь подчеркнет блеск в глазах от жажды знаний. Впрочем, для тех, кто не «заболеет» после школы, это замечательный шанс вовремя понять, что, возможно, следует присмотреться к другой специальности. Хотя некоторые навыки, полученные в школе юного хирурга, могут пригодиться в любую минуту. Хирургия это место, где не выжить без наставничества, менторства. Мне повезло с наставником, и сегодня я хотел бы передать частичку его энергии и идей молодым поколениям. Возможно, кто-то из них проникнется и тоже захочет войти в хирургическое братство, как случилось когда-то со мной», — рассказывает хирург оперблока ГКБ№4 г. МосквыАнтон Тягунов.

«Фактически, курс «Школа юного хирурга» — это не только возможность прикоснуться к специальности врача в целом и хирурга в частности, это совокупность самых интересных и востребованных манипуляций и умений, настоящих умений, которые делают хирурга хирургом. Овладев ими, можно опередить среднего сверстника на 7-8 лет, и это без капли преувеличения. Большинство студентов за учебу в университете так и не научатся правильно вязать узлы или манипулировать эндоскопическими инструментами. Если бы мне подвернулась возможность посетить такой курс за время обучения — я бы не думал, а побежал скорее на эти занятия. Навыки, которые преподаются в школе юного хирурга, мне приходилось осваивать на протяжении старших курсов по крупице, посещая всевозможные кружки и дополнительные занятия. Тем не менее, многому мне пришлось учиться самостоятельно, уже после окончания университета. Могу сказать без сомнения, мне повезло с учителями, которые терпеливо, во время ночных дежурств в больнице, показывали мне, как правильно выполняются различные манипуляции. Современные студенты и школьники, имея доступ к «школе юного хирурга», возможно, лет через 10, на ночных дежурствах будут действовать со мной практически наравне», — рассказывает врач-хирург Кирилл Мельников-Макарчук.

Конечно одно из самых интересных направлений Школы — «Оперативная хирургия и хирургическая анатомия». Практикум по хирургии пройдет на простом и высокотехнологичном медицинском оборудовании в современной операционной. Занятия будут представлены как шаги на пути к мастерству хирурга, которые участникам предстоит пройти самостоятельно под руководством опытного наставника по разработанной «карте профессии». Всего преподаватели отмерили 15 шагов, в ходе которых школьники изучат арсенал профессии, хирургическую технику разрезов, вопросы асептики и антисептики, научатся расшифровывать кардиограммы, и, конечно, познакомятся с высокими технологиями в практике современного хирурга.

«Все занятия со школьниками пройдут в уникальном университетском центре, оснащенном самыми современными образовательными медицинскими технологиями,  тренажерами, манипуляторами, манекенами. Мы дадим возможность ребятам поработать на оборудовании, на котором проходят подготовку врачи на курсах повышения квалификации», — говорит заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н. Алексей Иванов.

«Данный курс позволяет слушателям не только приобрести необходимые знания и освоить базовые практические навыки, которыми владеет хирург, но и осознать философию данной профессии, окунувшись в историю хирургии, ее современные реалии и почувствовать атмосферу медицинской науки и практики через призму особого типа, так называемого, клинического мышления», — делится заместитель директора Учебного центра инновационных медицинских технологий, заведующий учебной частью кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, к.м.д, доцент, врач-хирургАлександр Гущин.

Руководитель проекта Школы юного хирурга, проректор по лечебной работе в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, член-корреспондент РАН Христо Тахчиди уверен, что очень важно, чтобы молодежь хоть немножко была знакома со своей будущей профессией.

«Эта программа ведется Правительством Москвы, а именно Департаментом образования, и, на мой взгляд, это очень разумная и интересная программа, суть которой заключается в том, чтобы сориентировать старшеклассников по профессии. Смысл этого проекта заключается в том, что школьники последних классов обучения в школе имеют возможность прийти познакомиться со специальностью, как с ее теоретическими возможностями и ресурсами, так и с практической работой врача, освоить этапы лечебного процесса, сформировать интерес к врачебной деятельности. Школа юного хирурга дает возможность ребятам погрузиться в реальный мир  и атмосферу прикладной медицины, поработать на различных симуляторах, научиться хирургическому шитью и т.д. Это такие элементарные навыки и представления о профессии с одной стороны. А с другой стороны программа позволяет школьникам окунуться в мир клиники, посмотреть работающие кабинеты. Например, самостоятельно провести диагностику и обследование друг на друге. Изучить некоторые функции приборов, увидеть эту врачебную атмосферу, почувствовать атмосферу рабочего места врача, атмосферу клиники в целом. Это все, безусловно, из какого-то литературного образа врачей, врачевания и медицинской деятельности приземляет ребят к реальной жизни. Они видят реальную картинку того, что делается в наших клиниках. Как работают врачи, медицинские сестры, остальной персонал, какие у них будни и в принципе из каких аспектов слагается работа. Поэтому, на мой взгляд, этот проект совершенно уникальный, позитивный, и мы с очень большим удовольствием в него включились. Потому что считаем, что очень важно, когда школьник, молодой человек или молодая девушка приходят в университет уже с какими-то хоть небольшими знаниями и пониманием того, что такое специальность, которую они выбирают для своей будущей жизни», — считает профессор Христо Тахчиди.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати