Corp

СОБЫТИЯ: Резолюция по итогам слушаний по проблемам диабета

9 минут

 

В рамках реализации информационно-профилактической программы «Диабет: время действовать!», в соответствии с планом деятельности Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здоровью нации, развитию спорта и туризма в 23 субъектах Российской Федерации прошли круглые столы.
В круглых столах приняли  участие представители региональных органов управления здравоохранением, образованием, физической культурой  и спортом, территориальных управлений Росздравнадзора и Роспотребнадзора, Фондов обязательного медицинского страхования, медицинских высших учебных заведений, членов Российской Диабетической Федерации, Российской Ассоциации Эндокринологов, других некоммерческих организаций, медицинской общественности и средств массовой информации.
 
Участники слушаний подчеркивают: сахарный диабет – одна из самых серьезных медико-социальных и гуманитарных проблем современности.
 
Всего лишь двадцать лет назад количество людей с  диагнозом «сахарный диабет»  во всем мире не превышало 30 миллионов. Сегодня их число достигло 366 миллионов, причем около 50% всех больных приходится на наиболее активный, трудоспособный возраст – 40-59 лет. По прогнозу экспертов, к 2030 году, количество больных сахарным диабетом может увеличиться до 552 миллионов.
 
Сахарный диабет характеризуется развитием серьезных осложнений, ведущих к инвалидизации и преждевременной смерти больного. Показатели инвалидности и смертности от тяжелых сосудистых осложнений сахарного диабета, таких как: ретинопатия, приводящая к полной потере зрения; нефропатия, влекущая необходимость пожизненной терапии гемодиализом и пересадки почки; поражение сосудов нижних конечностей с развитием гангрены и последующей ампутацией конечности; поражение сосудов сердца и мозга, приводящее к инфаркту миокарда и инсульту – в значительной степени превосходят аналогичные показатели среди людей без диабета. При этом сахарный диабет - скрытая угроза: зачастую диагноз ставится только тогда, когда в организме человека уже произошли необратимые изменения.
 
Сахарный диабет – чрезвычайно затратное заболевание. Финансовые затраты (прямые и непрямые) на сахарный диабет в развитых странах мира составляют не менее 10-15% от бюджетов здравоохранения. При этом хорошо известно, что прямые расходы на лечение сахарного диабета составляют лишь 40-50% от всей стоимости лечения, а, соответственно, косвенные затраты – 50-60%.
 
Важнейшей причиной катастрофического распространения  диабета является отсутствие у подавляющего большинства населения всех без  исключения стран мира элементарных представлений о нависшей угрозе и знаний о том, как можно ее предотвратить.
 
В России официально зарегистрировано около 3,5 миллионов больных, однако, по результатам контрольно-эпидемиологических исследований, проведенных Эндокринологическим научным центром МЗ РФ в 2000-2010 гг, истинная численность больных диабетом в нашей стране в 3-4 раза превышает официально зарегистрированную и составляет не менее 9-10 миллионов человек, т.е. на одного выявленного больного приходится 3-4 не выявленных. Кроме того, около 6 миллионов россиян находятся в состоянии преддиабета. По оценкам экспертов, на борьбу с диабетом в России, тратится около 15% общего бюджета здравоохранения.
 
Участники слушаний отмечают:
 
Системный подход к борьбе с сахарным диабетом –  отличительная черта российской государственной политики в области здравоохранения. Однако ситуация такова, что рост заболеваемости в России, как и в мире в целом, сегодня опережает существующие прогнозы.
 
Для того чтобы  успешно противодействовать диабету, необходима действенная система  профилактических мероприятий, а также доступность для широких слоев населения эффективных и безопасных способов лечения.  Поэтому одна из главных задач в борьбе с распространением «эпидемии» сахарного диабета – первичная профилактика заболевания, которая требует системных усилий не только органов здравоохранения, но практически всех государственных и общественных институтов. Необходимо рассказать людям об опасности диабета и его осложнений и о возможностях их профилактики, донести до сознания каждого, что главная мера их предупреждения – это здоровый образ жизни и регулярное тестирование на сахар крови.
 
Сегодня совершенно ясно: гораздо эффективнее и выгоднее и в гуманитарном, и в экономическом  отношении сохранить здоровье человека или выявить заболевание на ранней стадии до появления серьезных симптомов, снизить риски инвалидизации и преждевременной смертности. Поэтому первостепенная важность вопросов профилактической медицины, ответственности человека за собственное здоровье в настоящее время находятся в сфере пристального внимания высшего руководства нашей страны. Именно об этом заявил на одном из совещаний по вопросам модернизации здравоохранения Президент Российской Федерации В.В.Путин: «Система здравоохранения должна обеспечить эффективную профилактику заболеваний и помогать гражданам, как можно дольше сохранять своё здоровье, а не ждать, когда человек заболеет и только тогда начинать его лечить». Сегодня необходимо эффективное решение этой задачи на практике. В первом интервью Российской Газете в должности министра здравоохранения Вероника Скворцова среди основных 4-х приоритетов в работе Минздрава России назвала глобальное улучшение профилактики, которая должна включать различные стороны жизни, здоровья человека, проведение глобальных массовых мероприятий и активное привлечение российских СМИ.
 
Первичная профилактика сахарного диабета – это борьба с факторами риска, борьба за здоровый образ жизни. Основными факторами  риска сахарного диабета являются ожирение, переедание, малоподвижный  образ жизни, чрезмерное употребление алкоголя. Перечисленные факторы риска являются общими для большинства неинфекционных заболеваний и целесообразность разработки на федеральном уровне долгосрочной программы профилактики таких заболеваний является очевидной.
 
Вторичная профилактика диабета – это борьба с развитием его осложнений. Для этого необходимо применение эффективных и безопасных современных лекарственных средств, и здесь очень важен вопрос выбора адекватных препаратов. Для их отбора требуется использовать наиболее передовые российские и зарубежные методы, прежде всего, оценку технологий здравоохранения и результаты фармакоэкономических исследований. Кроме того, для повышения эффективности проводимого лечения необходимо учитывать оказание социально-психологической помощи больным диабетом и их семьям.
 
Заслушав и  обсудив выступления и доклады, участники общественных слушаний в  целях дальнейшего совершенствования  и повышения эффективности национальной политики в области борьбы с сахарным диабетом считают необходимым:
 
1. Обратиться к Правительству РФ, палатам Федерального собрания РФ с предложениями:
  • Рассмотреть возможность создания Федеральной долгосрочной программы профилактики неинфекционных заболеваний как необходимого условия достижения целевых демографических показателей и показателей по улучшению здоровья населения.
  • Разработать и утвердить Федеральную целевую программу по сахарному диабету 2013-2017 гг., где особое внимание уделить мероприятиям по первичной и вторичной профилактике сахарного диабета и его осложнений, в том числе вопросам социально-психологической помощи больным сахарным диабетом и членам их семей.
  • Разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ратификацию «Соглашения о сотрудничестве государств участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом».
  • Усилить информационно-просветительскую деятельность по тематике сахарного диабета и его профилактики на федеральном и региональном уровнях, в первую очередь - в СМИ, с помощью специальных информационно-просветительских проектов, в том числе используя уже функционирующие «Центры здоровья».
2. Обратиться к государственным  органам субъектов РФ:
 
  • Уделить особое внимание региональным программам по предупреждению и борьбе с сахарным диабетом, с учетом их инновационных и общественной составляющих:
- программы  должны носить комплексный характер;
 
- более активно  подключать к их реализации  объединения работодателей и  общественные организации;
 
- при формировании  программ предусмотреть мониторинг  эффективности медицинских технологий, включая лекарственные средства лечения и профилактики осложнений сахарного диабета, с целью выбора наиболее клинически эффективных и экономически выгодных препаратов;
 
- уделять особое  внимание внедрению и обеспечению  деятельности региональных отделений Государственного регистра больных сахарным диабетом;
 
- организовывать  обучение по специальным программам  врачей первичного звена (терапевтов, педиатров, врачей общей практики) и средних медицинских работников ведению больных сахарным диабетом.
  • Повысить доступность для больных сахарным диабетом современных медицинских технологий эффективной профилактики и лечения тяжелых осложнений сахарного диабета.
  • Совместно с объединениями работодателей сформировать планы и согласовать технологии диспансеризации трудоспособного населения с целью раннего выявления неинфекционных заболеваний, в том числе сахарного диабета, что может привести к снижению инвалидизации и увеличению продолжительности жизни населения.
  • Обеспечить для всех больных сахарным диабетом и их родственников возможности обучения в «школах диабета» по управлению заболеванием.
  • Совместно с работодателями и общественными объединениями форсировать создание в российском обществе устойчивого тренда на здоровый образ жизни, а также системы приоритетов, дающих определенные преимущества тем гражданам, кто активно занимается поддержанием и укреплением собственного здоровья.
  • Расширять возможности для активных занятий физической культурой и спортом бесплатно для широких слоев населения, в том числе на всех уровнях обучения детей и подростков.
В дополнение к основным положениям Резолюции участники  слушаний предлагают рассмотреть внесение следующих рекомендаций:
  • рассмотреть вопрос о разработке федерального закона « О мерах государственной медико-социальной защиты лиц, больных сахарным диабетом»;
  • восстановить первичное  значение термина «диспансеризация»  - которая включает не только выявление патологии, но и систему эффективных лечебно-профилактическим мер и динамическое наблюдение с целью восстановления здоровья и длительного его поддержания, а также систему контроля за эффективностью диспансеризации;
  • разработать межведомственную программу по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков на всех этапах обучения (детские дошкольные учреждения, школа, профессиональное обучение);
  • ввести в школьные курсы биологии раздел по здоровому образу жизни – рациональное питание, адекватная физическая активность;
  • организовать питание дошкольников и школьников на основе разработок НИИ питания РАМН;
  • разработать систему психологической помощи больным сахарным диабетам и их семьям;
  • в обязательном порядке предусмотреть в стандартах оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом обеспечение средствами медицинского назначения, в том числе средствами самоконтроля уровня глюкозы крови;
  • добиться строгого выполнения Национальных рекомендаций по диагностике сахарного диабета в группах риска в рамках разработанных программ диспансеризации работающего населения;
  • внедрить обязательную экспертную оценку эффективности лечения пациента с сахарным диабетом по уровню гликированного гемоглобина каждые 3 месяца;
  • разработать программу повышения мотивации пациентов с сахарным диабетом на длительное и стабильное поддержание нормальной массы тела и оптимальной физической активности;
  • расширить сеть кабинетов «Диабетической стопы» с целью своевременной профилактики лечения осложнений сахарного диабета и предупреждения инвалидизации;
  • увеличить количество Школ терапевтического обучения пациентов (ожирение, метаболический синдром, сахарный диабет) с максимальным вовлечением в их работу обученного среднего медицинского персонала;
  • усовершенствовать систему междисциплинарного взаимодействия эндокринологов и врачей других специальностей (кардиологи, офтальмологи, нефрологи, неврологи, хирурги и др.) для раннего выявления и комплексного лечения осложнений сахарного диабета;
  • при проведении аукционов по закупке сахароснижающих препаратов государственными и муниципальными заказчиками (для больниц, для выполнения льготных лекарственных программ) должны указываться не только  МНН (международное непатентованное наименование) препарата, а также его торговые марки. Соответствующие поправки должны быть внесены в 94-й федеральный закон о госзакупках;
  • информация о возможности получения медицинской помощи  в рамках федеральных и территориальных программ должна быть предоставлена гражданам как устно, так и через информационные стенды, размещенные в медицинской организации; 
  • содействовать созданию региональных диабетологических центров;
  • увеличить срок действия рецептурного бланка 148-1/у-88 с нормой выписки сахароснижающих препаратов и средств медицинского назначения на 3 месяца.
В заключение участники Общественных слушаний подчеркнули, что важнейшим условием для успешной борьбы с сахарным диабетом является сегодня объединение всех конструктивных сил общества – государственных органов, медицинского сообщества, общественных объединений, социально ответственного бизнеса, СМИ.
Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука
Дискуссия по этому поводу не прекращается более 100 лет