«Стараться Минздрав, конечно, будет, но пока денег у него нет»

В Госдуме проанализировали исполнение программы «Развитие здравоохранения» за 2017 год. Государство сэкономило на развитии скорой помощи и оказании специализированной ВМП. Зато с лихвой оплатило административные расходы. Например, изыскало дополнительные средства на «развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» (загранкомандировки) и «управление развитием отрасли»
«Стараться Минздрав, конечно, будет, но пока денег у него нет»
Фото: Shutterstock/FOTODOM /

В Госдуме проанализировали исполнение государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ» за 2017 год. Государство сэкономило деньги на развитии скорой помощи и оказании специализированной высокотехнологичной медпомощи. Зато с лихвой оплатило «административные расходы». Например, изыскало дополнительные средства на «развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» (загранкомандировки) и «управление развитием отрасли».

Документа пока нет в открытом доступе, не спешит обнародовать результаты его обсуждения и думский профильный Комитет. Причина проста: как рассказал член Комитета по охране здоровья Федот Тумусов, эта программа провалена. Не ожидается улучшения ситуации и в дальнейшем.

Плановые показатели и их исполнение

Целью рассчитанной до 2020 года госпрограммы является обеспечение доступности медпомощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. В соответствии с действующей редакцией программы непосредственными результатами ее реализации к 2020 году должны стать, в частности, снижение смертности от всех причин до 11,4 случая на 1000 населения.

В 2017 году система здравоохранения, согласно программе, также должна была достигнуть ряда важных показателей. Как ожидалось, общая смертность не должна была превысить 12,1 случаев на 1000 населения, однако в конечном итоге составила 12,4, рассказала Тумусов. Не удалось существенно снизить и смертность от новообразований: плановая цифра – 194,4 случаев на 100 тысяч населения, фактическая – 196,9.

Продолжительность жизни россиян, как планировали авторы программы, должна была составить 73 года, фактическая цифра также оказалась ниже – 72,7 года. «Можно сказать: подумаешь, чуть-чуть не дотянули. Но это «чуть-чуть» вскрывает системные проблемы: мы не можем достигнуть поставленных самими себе целей, а за небольшой разницей скрывается накопление ошибки. И каждый год разрыв между планом и фактом, таким образом, будет нарастать, мы будем недосчитываться все новых и новых тысяч наших граждан», – считает Тумусов.

Бюджет и его освоение

Не менее интересовал депутатов и вопрос расходов на здравоохранение. «На чем государство сэкономило деньги? – На развитии скорой помощи, – отмечает Тумусов. – Нужно было выделить 18,2 миллиарда рублей, а выделили 15,8. Еще один повод для экономии (что в ответ на мой вопрос признал и замглавы Минздрава) – специализированная высокотехнологичная помощь». Вместо запланированных 492 миллиардов, более чем востребованная ВМП получила всего 403 миллиарда – на 20% меньше.

Единственное, на что не поскупились распорядители бюджетных средств – чисто административные расходы. На полмиллиарда больше требуемого получили чиновники на «развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» (заграничные командировки). На 8 миллиардов больше было истрачено по строке «контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья».  «И мой «любимый» пункт: «Управление развитием отрасли», – говорит Тумусов. – Тут перерасход средств – 1,2 миллиарда. Вот и делайте выводы о приоритетах».

Депутат также поинтересовался у представителей Минздрава о том, достаточно ли выделено средств на информационное обеспечение здравоохранения (то есть интернет для телемедицины). И получил отрицательный ответ. Стараться Минздрав, конечно, будет, но пока денег у него нет. То же самое касается и программ развития фельдшерско-акушерских пунктов – нет средств,  и, как следствие, сроков реализации регионами этих программ.

Финансовые «игры»

Между тем, год назад правительство уже вдвое урезало финансирование госпрограммы «Развитие здравоохранения». С 15 апреля 2017 года объем финансирования программы составил 13,1 триллиона рублей вместо предусмотренных изначально 26,6 триллионов. В результате в строке «Объемы бюджетных ассигнований программы» в 2017 году ожидаемые 3,4 триллиона рублей «похудели» до чуть более 2 триллионов.

Скорректированы в сторону понижения также показатели численности медработников. Если ранее планировалось, что на 10 тысяч населения к 2020 году будет достаточно 40,2 врача, то затем этот показатель снизился до 37,5. А количество среднего медицинского персонала, приходящегося на одного врача, уменьшилось с 3 до 2,8. Никаких обоснований, кроме финансовых, авторы секвестра амбициозной программы привести не смогли.

Зато теперь правительство время от времени подкидывает на те или иные нужды здравоохранения небольшие суммы из резервного фонда.И этот факт с удовольствием комментируют в Госдуме. Так на днях Кабмин сообщил о  выделении Минздраву более 10,5 миллиарда рублей на повышение квалификации врачей (2,5 млрд), развитие паллиативной медицинской помощи (4,35 млрд) и улучшение лекарственного обеспечения инвалидов (3.8 млрд). «Такие меры государственной поддержки, несомненно, направлены на повышение качества медицинской помощи», – заявил председатель  комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов, пообещав уделить внимание тому, чтобы «разовая акция из резервного фонда Правительства, начиная с 2019 года, приняла системный характер».

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати