Телемедицина для пациентов

Современная медицина ушла далеко вперед, но ее достижения доступны далеко не каждому. Получить своевременное лечение мешает неповоротливость системы здравоохранения, перегруженность и нехватка врачей, да и сама география страны. Возможность хотя бы частично снять проблемы с маршрутизацией, сопровождением и мониторингом состояния пациентов может дать развитие телемедицины.
Телемедицина для пациентов
Фото: Wikimedia Commons /

Современная медицина ушла далеко вперед, но ее достижения по-прежнему доступны далеко не каждому российскому пациенту. И причина этого не всегда в дефиците финансирования здравоохранения. Нередко получить своевременное лечение мешает неповоротливость системы, перегруженность, а то и полное отсутствие врачей, да и сама  география страны. Возможность хотя бы частично снять проблемы с маршрутизацией, сопровождением и мониторингом состояния пациентов может дать развитие телемедицины.

Еще до принятия закона о телемедицине не имеющие юридической силы технологии де-факто практиковались во многих регионах страны. Сегодня таких проектов становится все больше – телемедицинские сервисы осваивает частная медицина, федеральные и региональные центры, пациентские организации. О возможностях новых технологий, проблемах и первых удачных решениях говорили на Международном форуме по цифровой медицине, прошедшем в середине апреля в Сеченовском университете.

Международный форум по цифровой медицине нацелен на ускорение развития инновационных методик и технологий, а также на создание условий для их повсеместного внедрения.

ОНКОконтроль

Среднестатистический российский пациент теряет драгоценное время на всех этапах диагностики и лечения. И даже раннее выявление болезни не гарантирует своевременного начала лечения. В онкологии этот период, вместо установленных Минздравом 14 дней, может затянуться до полугода, рассказал директор Ассоциации искусственного интеллекта в медицине, научный руководитель ООО «ТелеПат - телемедицина для пациентов» Борис Зингерман. «И все это время за человека никто не отвечает, - считает эксперт. – Поэтому, главное – оптимизировать маршрутизацию пациента. И мы подключаем на этом сложном этапе страховых представителей». По заказу Территориального фонда ОМС Ярославской области специалисты ООО «ТелеПат» разработали информационную систему «Сервис ведения застрахованных лиц по ОМС с подозрением на злокачественное новообразование» (ОНКОконтроль).

Как только человек получает направление к онкологу, его данные вносятся в информационную систему и направляются в страховую компанию, где за ним закрепляют страхового представителя. Для самого пациента создается личный кабинет и возможность переписки. План обследования, который назначает онколог, видит и страховой представитель, который будет контролировать ход этого обследования. И при возникновении проблемы, к примеру,  с записью на МРТ, решает ее в ручном режиме. Если человек приходит к онкологу без направления, его данные заносятся в систему уже после этого приема. А для тех пациентов, которые не пользуются интернетом, добавлена возможность общения со страховщиком по телефону.

В следующий раз пациент «теряется» из поля зрения лечащего врача после выписки из федерального или регионального центра. При этом, среди пациентов с хроническими заболеваниями востребован удаленный постгоспитальный мониторинг, сопровождение во время длительного лечения. Так, химиотерапия проводится онкобольным по месту жительства, где они часто остаются без поддержки профессионалов. Многие врачи продолжают общаться с пациентами по телефону, но такое общение попадает в так называемую «серую зону» здравоохранения, не предусматривающую никакой документации.  Нет никакой возможности и оплачивать такие консультации.

«Тепловая карта»

Полтора года назад была запущена платформа OncoNet для удаленного мониторинга и поддержки онкопациентов на дому. На реализацию проекта Ассоциациация онкологических пациентов «Здравствуй» получила деньги президентского гранта. Платформа OncoNet – это облачный сервис, не требующий интеграции в медицинские информационные системы клиник. Принцип прост: врач назначает пациенту индивидуальную анкету и расписание ее заполнения Пациент периодически получает по электронной почте ссылку для заполнения анкете. Ответы складываются в «тепловую карту», показывающую динамику состояния пациента.

Платформа OncoNet, в которую также интегрирована автоматическая система поддержки врачебных решений, предоставляется в безвозмездное пользование российским онкоцентрам. Пилотный проект тестировался в нескольких российских регионах. В том числе, в Липецком областном онкодиспансере. Как рассказал главный врач диспансера Сергей Шинкарев, такое сопровождение позволило эффективно корректировать токсические симптомы химиотерапии и повысить выживаемость пациентов.

«Врач и пациент по разному понимают разные вещи, - объясняет онколог. – Например, если у человека рвота или диарея, он может субъективно оценивать их интенсивность. А в анкете он конкретно отмечает, сколько раз за день возникал тот или иной симптом, и по мере нарастания симптомов его «тепловая карта» окрашивается в разные цвета. И если ситуация становится жизнеугрожающей, мы стараемся чтобы эта информация пришла в Скорую помощь».

Кроме того, по словам Шинкарева, используя «тепловую карту», система помогает донести до пациента необходимую именно для него информацию по вопросам режима, питания, реабилитации. Это все то, что не успевает сделать врач за время 12-минутного приема. «Число пациентов растет в геометрической прогрессии, а число врачей остается неизменным. Кроме того, чтобы получить рекомендации по симптомам, пациент должен взять талон, приехать на прием, часто издалека. Поэтому тут можно говорить и об экономической эффективности, и наш местный формат реальной телемедицины дает результаты», - считает Шинкарев.

Но есть и другая сторона медали. Так, по словам главврача, за минувший год в проекте приняли участие 61 врач и 155 пациентов, заполнивших 777 анкет. Количество просмотров этих анкет врачами превысило тысячу.  Но вопрос оплаты этой работы остается открытым. «Мы посчитали, сколько стоит эта услуга, и вынесли вопрос на нашу тарифную комиссию. Но чтобы провести это, как консультацию, ОМС требует делать запись в карте. Но мы же наоборот хотим разгрузить врача. Может делать скриншот? В общем, пока мы не договорились», - признался Шинкарев.

Между тем, впереди на пути развития отечественной телемедицины – создание аналогичных платформ для пациентов с другими диагнозами, говорит руководитель комитета «Пациентоориентированная медицина» при Всероссийском союзе пациентов Ирина Каргальская. Так,  уже подготовлен проект аналогичной платформы для удаленного мониторинга и поддержки пациентов после трансплантации органов. По ее словам, люди возвращаются домой после дорогостоящих операций и совершенно не знают, как себя вести, а у врачей нет возможности их мониторить.

Дистанционная реабилитация

Этой весной начинает работать программа онлайн контролируемой реабилитации онкологических пациентов ОнкоREHAB, также разработанная на средства от президентского гранта. По словам Ирины Каргальской, выписанные из федеральных онкоцентров пациенты уезжают в дальние регионы и не имеют никакого шанса на получение физической реабилитации. Благодаря новому сервису они будут дистанционно заниматься в группах по 20 человек со специалистом ЛФК одного из четырех принимающих участие в программе федеральных центров. Врач будет видеть и самого пациента, и его анкету, куда вносятся данные о побочных явлениях, двигательной активности, и сможет корректировать нагрузку.

Сейчас эксперты, занятые формированием ОнкоREHAB, вместе с врачами-реабилитологами  разрабатывают анкеты контроля болевого синдрома, ран, оценки двигательной способности поврежденных конечностей. Вопрос тарификации такой работы также остается открытым, известно лишь, что пациенты будут подключаться к системе ОнкоREHAB бесплатно.

Забота 24/7

Медицинская нейросеть «Третье мнение», решающая задачи диагностики заболеваний при помощи искусственного интеллекта, представила на Форуме разработанный совместно с Сеченовским университетом сервис мониторинга лежачих пациентов «Забота 24/7». Система позволяет контролировать пульс и давление пациента, его положение, сигнализирует, если он упал с кровати. А также оценивает состояние окружающей среды – освещение, шум, загрязнение воздуха.

Кроме того, система рассчитывает риск возникновения пролежней и подает сигнал о необходимости сменить позу больного при превышении максимально допустимого времени. «Ежемесячно из российских больниц выписывается 120 тыс. пациентов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, - объяснила актуальность проблемы  CEOкомпании  «Третье мнение» Анна Мещерякова. – Летальность у больных с риском пролежней составляет 35-88%. При профессиональном уходе этот риск снижается в 2-3 раза».

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати