В дислексии обвинили дугообразный пучок
Группа ученых из Массачусетского технологического института совместно с коллегами из Бостонской детской больницы предполагают, что в будущем раннюю диагностику предрасположенности еще не умеющих читать детей к дислексии можно будет проводить с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга. Их исследование показало строгую корреляцию между сниженной способностью к чтению и уменьшением объема левого дугообразного пучка - проводящего пути, связывающего две задействованные в обработке речи области мозга. Работа опубликована в журнале Journal of Neuroscience.
Дислексия - имеющее неврологическую природу нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Этому расстройству подвержены около 10 процентов детей, преимущественно мальчики.
Дугообразный пучок соединяет две области левого полушария, участвующие в речевой функции - зону Вернике, отвечающую за понимание речи, и зону Брока, ответственную за воспроизведение речи. Предыдущие исследования показали, что у страдающих дислексией взрослых присутствуют структурные и количественные нарушения в белом веществе дугообразного пучка, однако до сих пор было не ясно, являются ли они причиной расстройства или последствием отсутствия навыка чтения.
Используя метод диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии, авторы исследования провели анализ структуры и объема белого вещества головного мозга 40 не умеющих читать детей в возрасте от 4 до 6 лет. Было установлено, что снижение объема и структурной однородности в белом веществе левого дугообразного пучка строго связано с низким уровнем фонологического восприятия - способности ребенка вычленять звуки, из которых состоят слова, что является одним из поведенческих предвестников дислексии.
Для лучшего понимания связи между дугообразным пучком и дислексией авторы намерены посмотреть этот процесс в динамике, отслеживая развитие навыков письма и чтения у участвовавших в исследовании детей, а также изменения, происходящие в их головном мозге, вплоть до второго класса школы. Только тогда можно будет с уверенностью сказать, что МРТ можно использовать для раннего выявления риска дислексии, что позволит эффективнее работать над ее предупреждением.