В рекламе не нуждаются

Россиян предлагают оградить от рекламы лекарств и медицинской техники
В рекламе не нуждаются
Антон Беляков, фото с официального сайта депутата - abelyakov.ru /
5 минут

Депутат Государственной Думы от “Справедливой России” Антон Беляков внес на рассмотрение коллег законопроект, предусматривающий запрет на рекламу лекарств, медицинской техники и изделий медицинского назначения в СМИ. По мнению депутата, такая мера поможет оградить граждан от недостоверной информации, отучить их заниматься самолечением и заставить чаще обращаться к врачам.

Вон из эфира

Исправленная версия закона “О рекламе” в редакции Белякова включает запрет на рекламу лекарств, медицинской техники и изделий медицинского назначения на радио и телевидении, а также в печатных средствах массовой информации. Таким образом, единственными рекламными площадками для производителей медицинской и фармацевтической продукции останутся страницы специализированных изданий для медработников, а также стенды в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров и конференций.  В соответствии с законопроектом, предполагаемый запрет не будет распространяться на рекламу медицинских услуг.

Аргументы

Как отмечается в сообщении пресс-службы Белякова, точные данные о числе пострадавших от бесконтрольного применения лекарств в России пока отсутствуют. Согласно же зарубежной статистике, передозировка лекарств является пятой по частоте причиной смертности в мире после несчастных случаев, сердечно-сосудистых, онкологических и пульмонологических заболеваний.

Те или иные ограничения на рекламу лекарств действуют во всех развитых  странах. Тем не менее, даже в Евросоюзе, где законодательство в этой области значительно строже, чем в США, большинство запретов касаются лекарств, отпускаемых по рецепту врача – то есть препаратов, которые обладают серьезными побочными эффектами и в связи с этим должны применяться под строгим контролем специалистов.

По мнению Белякова, для России таких мер недостаточно. Причин тому называется три: это несовершенство российского законодательства, в котором по-прежнему отсутствует строгое разделение между рецептурными и безрецептурными препаратами, повышенная восприимчивость наших сограждан к рекламе, а также их недоверие к врачам и склонность к самолечению. По данным социологических опросов, которые приводит пресс-служба депутата, самолечением в той или иной форме занимаются более 80 процентов россиян, а с тяжелыми побочными реакциями на бесконтрольно принимаемые лекарства связаны до 5 процентов случаев госпитализации в российские больницы. В реалистичности этих цифр сомневаться, увы, не приходится.

Несогласные

Как и следовало ожидать, представители фармацевтической отрасли отнеслись к новой законодательной инициативе критически. Возражения экспертов сводятся в основном к тому, что запрет на рекламу лекарств не поможет в одночасье вернуть людей в поликлиники и заставить их отказаться от самоназначения лекарств и методов народной медицины. В самом деле, вряд ли навязчивую рекламу можно счесть главной причиной недоверия населения к существующей системе здравоохранения. По мнению гендиректора компании Medicineinform Елены Стрелецкой, плачевные последствия самолечения связаны преимущественно с применением рецептурных препаратов, реклама и свободное распространение которых официально в России уже запрещены. По словам же заместителя генерального директора компании “Нижфарм” Ивана Глушкова , запрет на рекламу лекарств в СМИ никак не отразится на здоровье населения и приведет лишь к перераспределению рекламных бюджетов фармацевтичеких компаний от общедоступных СМИ к специализированным изданиям.

// Комментарии: Печальный рекорд

Нет сомнений и в том, что, лишившись легальных рекламных площадок в печатных изданиях и на телевидении, производители лекарств удвоят усилия по неофициальному продвижению своей продукции среди специалистов – фармацевтов и лечащих врачей. Впрочем, в конце прошлой недели премьер Владимир Путин заявил о намерении властей положить конец  такой практике лоббирования медиками интересов фармацевтических компаний. Правда, пока непонятно, что конкретно может предпринять государство в целях пресечения взаимовыгодной дружбы врачей и провизоров с производителями лекарств. По мнению главы правительства РФ, ситуацию можно изменить путем законодательного запрета на доходы от такого рода сотрудничества и введения более жестких норм врачебной этики. В США противозаконные связи с медиками время от времени оборачиваются для фармкомпаний гигантскими штрафами, хотя эффективность такой политики по-прежнему остается под вопросом.

Наконец, в блогосфере появились предположения, что за новой законодательной инициативой стоят производители БАДов (биологически активных добавок к пище). Биодобавки не являются лекарствами, и запрет на рекламу последних их не затрагивает. Это означает, что после возможного принятия нового закона производители БАДов окажутся безраздельными хозяевами опустевших рекламных площадей в СМИ. Впрочем, Антон Беляков известен и как последовательный борец с недобросовестной рекламой биодобавок. В интервью МедНовостям депутат сообщил, что не намерен выпускать эту проблему из поля зрения, однако для ее решения необходим отдельный законопроект.

Единомышленники

Что касается закона о рекламе лекарств в СМИ, то, по словам господина Белякова, его инициатива уже получила поддержку десятка комитетов Государственной Думы. Впрочем, будучи по собственному признанию человеком суеверным, Беляков не стал называть имена конкретных парламентариев, одобривших законопроект.

Пока о поддержке Белякова публично заявили член комитета Госдумы по охране здоровья от фракции КПРФ Олег Куликов, а также Александр Москалец, представитель “Единой России”, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. “Потребность граждан в лекарствах должна контролироваться медицинскими работниками, а не рекламой (…) Реклама – это своего рода паразит в человеческой жизни”, - пояснил свою позицию господин Москалец.

Перспективы

Первая серьезная попытка навести порядок в области рекламы лекарств, медицинской техники и медицинских услуг была предпринята в России в 2006 году, когда была принята новая версия закона “О рекламе”. Однако важные и нужные ограничения, предусмотренные законом, в течение последующих лет так и не были реализованы.

Так, ясный и недвусмысленный запрет на приписывание лекарственных свойств БАДам  мало отразился на рекламных стратегиях производителей пищевых добавок. Рекламу “натуральных препаратов” для защиты от всех болезней по-прежнему без проблем пускают в эфир уважаемых радиостанций и популярных телеканалов. Вопреки закону в рекламных материалах по-прежнему систематически используются образы людей в белых халатах, рассказы об исцелении, ссылки на результаты клинических исследований и т.д.

Действующий закон, напомним еще раз, однозначно запрещает и рекламу рецептурных лекарств. Однако всем прекрасно известно, что в аптеках без рецепта можно приобрести все что угодно, за исключением, пожалуй, наркотических средств, находящихся в ведении ФСКН. Для этого не обязательно помнить и название препарата – если что, его вам всегда подскажет предупредительный продавец.

Псевдомедицинские услуги и шарлатанство также были и остаются уголовно наказуемыми. Однако не секрет, что изготовители сомнительных приборов для лечения всевозможных недугов зачастую обладают отнюдь не “липовыми” лицензиями на производство и распространение своей продукции. Некоторым же “изобретателям” не нужно никакой рекламы, чтобы, например, получить госконтракт на выявление наркоманов среди студентов при помощи обычного вольтметра.

Сможет ли очередное ужесточение никогда не соблюдавшегося законодательства изменить ситуацию – вопрос, скорее, риторический. 

Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука Здоровье Вредно ли есть яйца и холестерин? Что знает наука
Дискуссия по этому поводу не прекращается более 100 лет