Врач и пациент: трудности диалога

Елена Павлова - о наступлении эры сознательного пациента
Врач и пациент: трудности диалога
Елена Павлова. Фото из архива автора. /
4 минуты
1518

В России тема взаимоотношений врача и пациента - трудна и болезненна для обеих сторон. Сложилась удивительная, парадоксальная ситуация - чистой воды окопная война, полная противоречий. Пациенты в массе своей приходят к врачам с уверенностью, что каждый второй их них – убийца в белом халате, а каждый третий – невежда. Но при этом приходят все-таки в надежде вылечиться (часто, кстати, дождавшись, когда уже глаза от боли повылазили, а заболевание - в стадии «Полундра, этим не живут!»). Доктора же приближаются к пациенту с заведомой готовностью обороняться, подспудно ожидая, что тот будет качать права или потребует липовую справку, и уж точно не будет соблюдать половину рекомендаций. Но при этом – лечат же, не уходят, стараются помочь в силу разумения и возможностей. Практически непреодолимый конфликт, в котором часто силы обеих сторон уходят не столько на лечение, сколько на трения, прения, взаимные обвинения и прочую нелепость. Он требует объяснения, он требует решения.

Разумеется, первейшая, озвучиваемая всегда и везде, причина этой беды - «система виновата», а в комплекте к ней универсальное решение - «систему надо менять». Как, на что, за какой срок – обычно эти вопросы либо вовсе остаются без ответа, либо ответ расплывчат и невразумителен. Конечно, менять надо многое: повышать зарплаты, оптимизировать количество врачей и потоки пациентов, изменять систему оплаты лечения, внедрять новые методы диагностики и терапии, изменять условия прохождения и качество курсов повышения квалификации. Но фокус в том, что система здравоохранения сейчас одинаково неудобна и унизительна и для врача, и для пациента. То есть выгодней и логичней было бы объединиться против ее недостатков, сообща бороться за ее улучшение, но этого, увы, не происходит. А не происходит потому, что, на мой взгляд, проблема значительно глубже и ближе, она, пусть и отчасти, но именно от большей своей части, в нас – докторах и пациентах. В отношении друг к другу и к лечению болезни.

Наверное, я скажу очевидное, но в полноценных, здоровых взаимоотношениях двух людей, вне зависимости от контекста этих отношений, совершенно необходимы две вещи – чувство собственного достоинства и уважение друг к другу. И это тысячу раз так между врачом и его пациентом. Один из них приходит за помощью, работа и забота второго (не одолжение!) - эту помощь предложить. И только при условии, что доктор уважает в пациенте личность, а пациент в докторе - профессионала, годами приобретавшего необходимые навыки и умения, между ними возможен эффективный диалог. А диалог этот очень нужен, поскольку в современном мире лечение болезни – это командная игра. В ней врач – проводник, хорошо знающий правила игры, пациент же – хозяин поля, его законный обитатель и обладатель, понятия однако не имеющий, как действовать и в каком направлении двигаться.

Еще пару столетий назад от пациента ничего не зависело, потому что все болезни лечили кровопусканием, а от того, что кровопусканием не лечилось, люди попросту умирали кто - в корчах, кто – с тихим вздохом, это уж кому как везло. Если бы медицина оставалась на том же уровне, половина из читающих эти строки, уже кормила бы своей сложной внутренней механикой червяков. Но изменилось все – методы, эффективность, понимание процессов, и наступила эра сознательного пациента, который может и должен думать, спрашивать и быть активным участником лечебного процесса, потому что от него стала зависеть добрая половина успеха в лечении. На Западе это как-то совершенно естественно, что пациент задает вопросы и читает о своей болезни (не шаманские форумы и брошюрки про лечение всего на свете уриной, а сайты специализированных сообществ и справочники) и прислушивается к рекомендациям врача. В России такой пациент – редкая птица.

Российский пациент в массе своей не желает ничего про себя понимать и вовсе этим не интересуется. Невежество порождает полумагическое мышление и основанную на нем фантастическую самоуверенность, благодаря которой человек может язву желудка до самого прободения лечить лимонным соком и рак до самой его четвертой степени – гомеопатией, а потом здорово удивляться, если успеет. Наш пациент не уважает и не бережет себя и – зачастую - так же не уважает своего доктора. Потому что, не осознавая всей сложности происходящего, не желая даже допускать возможность этой сложности и ее понимания, воспринимает врача либо как шамана, обладающего тайной волшебной таблеткой, которую тот – вероятно, исключительно из вредности – отказывается ему дать, вместо этого мурыжа сложными схемами и бессмысленными диетами, либо как шарлатана, который несет какой-то бред, но, если повезет, то его микстура, принятая когда припрет, а не по расписанию, подействует чуть лучше рекомендованных в телевизоре припарок. То есть в глазах такого пациента вы со своей молекулярной биологией и тонкими знаниями патогенеза практически эквивалентны любой гадалке с хрустальным шаром и сушеной лягушачьей лапой в качестве средства от всех болезней. Понятное дело, что ни о какой совместной ответственности доктора и пациента тут речи не идет. Наоборот, в голове у человека – полнейшее разделение обязанностей: ты врач – ты и лечи, а я буду жить, питаться и принимать лекарства по собственному разумению.

Уважать такого пациента – сложно, быть с ним на равных невозможно, его остается только лечить, приспосабливаясь к особенностям. Врач и приспосабливается, как умеет. Где угрозами, где объяснять пытается (вы не представляете, какое это удовольствие, если пациент понимает, что с ним происходит, если он спрашивает и слушает и в глазах у него – понимание, а не тоска и немой вопрос, когда же вы отвяжетесь). Но – и разочаровывается постепенно, и – подчас - развращается, становясь высокомерным и нелюбопытным, привыкая воспринимать любого приходящего пациента как глупца и невежду, который образом жизни и отношением к себе самому разрушит всю проделанную доктором работу. Слыша неуклюжий вопрос, он иронизирует, на объяснения у него нет ни желания, ни времени. А доктор, не умеющий или не желающий объяснять не вызывает уважения. Хромающая на обе ноги система постдипломного образования никак не поощряет профессиональный рост, но многие к нему и не стремятся, потому что не заслуги и успехи сейчас определяют карьеру.

И возникает замкнутый круг, когда на уровне личного общения пациент и врач испытывают друг к другу все, что угодно – от страха до жалости, но только не взаимное уважение. При этом российская система здравоохранения одинаково неудобна и докторам, и пациентам, что только добавляет взаимной неприязни. И ждать, пока все изменится на системном уровне – бесполезно, нужно начинать с пациента и врача. Нужно объяснять, просвещать и воспитывать ответственных пациентов. Необходимо пробуждать и поощрять друг в друге само- и взаимоуважение. Втолковывать каждому маленькому ребенку (на уровне детсадов, школ, мам) что человек – и тело, и личность – величайшая ценность, и каждый отвечает за здоровье обеих этих своих составляющих. Нужно искать точки соприкосновения, вытаскивать друг друга из хамства, презрения и равнодушия к себе самим. Потому что, несмотря на прогресс, главное не изменилось, и медицина по сути своей по-прежнему наука о взаимопомощи, доверии, терпении, и взаимопонимании, это - по-прежнему борьба, в которой два человека – доктор и пациент - объединяются против болезни.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати