6 фактов о памяти
Факт №1
О том, как память нас обманывает
В 1986 году произошла катастрофа, в которой погиб весь экипаж шаттла «Челленджер». На следующий день профессор психологии УльрикНайссер попросил своих студентов максимально подробно описать обстоятельства, при которых они узнали о катастрофе. Через 2,5 года он предложил тем же самым студентам еще раз записать, что произошло в тот день. Несмотря на абсолютную уверенность всех участников исследования в точности своих воспоминаний, только у 7% испытуемых она оказалась высокой. Всего было пять вопросов: «Откуда вы узнали об этом?», «Где вы были?», «Что вы делали?», «Кто был с вам?», «Что вы почувствовали?» У 25% воспоминания о проишествии кардинально изменились, то есть совпадение было равно нулю. У остальных совпадение было всего по нескольким параметрам.
Такой феномен легко объясняется реконсолидацией — базовым механизмом памяти. Извлекая информацию о событии, которое имело место 5, 10 лет назад или вчера, наш мозг закрепляет в памяти воспоминание, однако с другой стороны след памяти искажается под действием новых ассоциаций, знаний, впечатлений, актуальной ситуации и эмоционального состояния.
С помощью этого механизма уже предлагается проводить качественно новую психотерапию. Процесс реконсолидации начинает протекать только спустя 3-10 минут после «запуска» старого опыта, и тут главное не упустить момент. Ведь при грамотно спланированном воздействии можно устранить даже детские страхи и фобии, заменив их нейтральными или положительными переживаниями.
Факт №2
О ложных воспоминаниях
В начале 1990-х психолог Элизабет Лофтус провела простой и наглядный эксперимент. Группе студентов раздали четыре рассказа, написанные их родственниками, о событиях их раннего детства. Всех участников спросили, помнят ли они эти случаи? Чаще всего ответы оказывались положительнымы. Но дело в том, что один из этих рассказов был о событии, которое никогда не происходило. Такие истории «вспомнило» около четверти студентов.
Лофтус хотела продемонстрировать, что наша память не просто далека от идеала, она еще и легко поддается искажению. Просто потому, что мы всегда помним гораздо меньше, чем нам кажется. Мы помним общую схему ситуации и в меньшей степени — точные детали. Это социо-культурный механизм экономии ограниченных ресурсов памяти. Нам и так нужно помнить слишком много, поэтому все, что можно упростить, наш мозг упрощает. Именно поэтому нам очень легко внушить ложное воспоминание, путем наводящих вопросов, правильной интонации, или легкого убеждения. В прошлом году Элизабет Лофтус добилась того, что Верховный суд Нью-Джерси (США) официально предупредил присяжных: показания очевидцев могут быть искажены из-за свойств памяти.
Интересно, что один американский психолог даже разработал четырехэтапную стратегию имплантации ложного воспоминания:
1. Выбрать жертву из круга близких знакомых.
2. Придумать воспоминание, которому как минимум год и которое не вызывает сильных эмоций.
3. Продумать дополнительные детали (во что человек был одет, что еще произошло в тот день) и обзавестить подтверждениями (например, отредактированной фотографией).
4. Привести план в действие.
Факт №3
Об особенностях работы мозга до болезни Альцгеймера
У многих пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, в молодости была нормальная память. И для родственников всегда было удивительно наблюдать за тем, как такой человек начинает забывать не только бытовые вещи, но и свою личность. Кроме того, в результате нескольких скромных исследований было установлено, что люди c особой аллелью (вариантом) гена APOE — APOE4, указывающей на повышенный как минимум в четыре раза риск развития болезни Альцгеймера, имеют более высокий IQ, чаще поступают в университеты, имеют лучшие когнитивные способности (например, хорошо играют в карты и проще запоминают планы, если чем-то заняты) и т. д. Выяснилось также, что участки мозга, отвечающие за память у таких людей, гораздо более активны, чем у тех, кто живет без APOE4. Одна из рабочих гипотез заключается в том, что мозг перетруждается в «свои года», поэтому в старости начинают происходить необратимые процессы разрушения личности человека.
Факт №4
О правильной еде
Нейроны (клетки головного мозга) формируют физическое воплощение нашей памяти. По мере накопления информации, получения нового опыта нейроны образуют функциональные сети. Их задача обеспечивать хранение знания о мире, себе или как, например, приготовить овощное рагу. Однако для надежного соединения нейронов и производства необходимых белков, для защиты от повреждений организму нужны определенные вещества, которые можно получить через еду. Например, есть ряд доказательств того, что флавоноиды, содержащиеся в голубике и какао, улучшают память. Cпециалисты авторитетной американской Mayo Clinic рекомендуют с этой целью придерживаться диеты, полезной для сердечно-сосудистой системы: есть больше фруктов, овощей, цельнозерновых продуктов, продуктов с низким содержанием жира и высоким содержанием белка (рыба, нежирное мясо, мясо птицы без кожи), много пить, но не алкоголь. Также известно, что ни цинк, ни витамин E, ни витамин B12, ни ноотропы, ни многие другие лекарственные препараты и биоактивные добавки не доказали свою эффективность в улучшении памяти, несмотря на всеобщее убеждение.
Факт №5
О пределе возможностей
В конце 1950-х годов «магическое» число 7 появилось и в науке о памяти. Американский психолог Джордж Миллер, исследовавший закономерности запоминания, установил, что мы можем удерживать до 7 (±2) блоков информации. Но впоследствии выяснилось, что назвать точное число довольно сложно: все дело в том, сколько слогов в слове, обозначает ли оно цифры и т. д. Также результат зависит от возраста человека.
Интересные исследования проводились психологами Паркером Блаунтом и Рональдом Джонсоном в 1970-х годах. Ученые предъявляли испытуемым предложения, которые содержат одно и тоже значение, но имеют разную грамматическую конструкцию. Такое манипулирование, позволяло как улучшать способность к запоминанию (в случае с предсказуемой конструкцией), так и ухудшать (в случае когда конструкция предложения была необычной).
Конечно, память конкретного человека в большей степени определяют индивидуальные факторы: возраст, гормональный фон, интеллект, внимание. Ученые настоятельно рекомендуют тренировать внимание и способность сосредотачиваться, так как без этого запоминание крайне сильно осложняется.
Факт №6
О пользе забывания
Как ни парадоксально звучит, но забывание является одной из ключевых функций памяти. В истории современной психологии известны несколько случаев, когда превосходная память являлась тяжелым бременем. В отечественной практике таким был Соломон Шерешевский. Он в деталях мог восстановить события 20 летней давности. Однако простая, рутинная работа ему не давалась, так как он не мог быстро схватить всю нужную информацию для точного запоминания, а для осмысливания ему требовалось достаточно много времени по сравнению с обычным человеком, что еще больше ухудшало его социальное положение. Каждое слово, каждая деталь были для него существенны и равнозначны, он не мог выделить главное. Кроме того, у таких людей негативные эмоции, которые со временем не теряют свою яркость в воспоминаниях, могут привести к депрессии.
Однако способность к забыванию можно тренировать. Но этот навык зависит от возраста: хуже всего он бывает до 8 лет и у пожилых. Обычно 10-20 попыток хватает, чтобы заблокирвать нежелательное воспоминание. Эффект будет лучше, если заранее задуматься о том, что какое-то событие может спровоцировать нежелательные мысли, и настроиться на забывание.