Американская компания Rite Aid Corp. приобретет у Jean Coutu Group Inc. 1800 аптек в США
По сообщению К2Капитал, компания Rite Aid Corp. (RAD), оператор третьей по величине фармацевтической сети в США, приобретет у канадской Jean Coutu Group Inc. 1800 аптек, расположенных в США.
Сумма сделки составит $3,4 млрд. акциями и наличными. Кроме того, к Rite Aid перейдут долговые обязательства аптек. Переговоры между компаниями носят конфиденциальный характер. Однако один из источников сообщил, что о сделке может быть объявлено уже в четверг. После продажи аптек Jean Coutu станет владельцем 30% акций Rite Aid. Благодаря этой сделке Rite Aid сможет более достойно конкурировать с Walgreen Co. (WAG) и CVS Corp. (CVS), а число ее аптек возрастет до 5000. Кроме того, она сможет расширить свое присутствие на восточном побережье США.
В среду электронное издание Wall Street Journal со ссылкой на анонимные источники сообщило о том, что доля наличности в сумме сделки между Rite Aid Corp. и Jean Coutu Group составит $1,5 млрд.
Ситуацию комментирует Давид Мелик-Гусейнов, руководитель департамента маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт»:
Российский фармацевтический рынок, объем которого в ценах производителя составляет немногим более 5 млрд. долл. США, пока далек от подобных грандиозных слияний и поглощений, однако общемировая тенденция уже активным образом проявляется и в России.
Например, две крупнейшие по обороту российские аптечные сети: «Аптеки 36,6» и «Ригла» намерены за два года серьёзно увеличить количественный состав - примерно до 1000 аптек каждая, что уже вполне сопоставимо с крупными мировыми ретейлерами. По показателю оборота продукции российские аптечные сети пока довольно далеки от сопоставимых показателей зарубежных компаний. Всего же в России на конец 2005 года насчитывается порядка 57 тыс. аптечных учреждений. Вполне возможно, что через пару лет, когда крупные ретейлеры займут долю рынка более 65% и количественный состав аптечных учреждений в них перевалит за 1000, мы станем свидетелями не менее глобальных изменений в структуре сегмента.
Лидеры («Аптеки 36,6» и «Ригла») планируют развиваться как за счёт открытия новых аптек, так и за счёт покупки небольших региональных сетей. В последнее время наибольшую активность в плане поглощения региональных игроков проявляет «Аптеки 36,6», так с начала текущего года компания приобрела 7 региональных аптечных сетей, объединяющих в общей сложности 102 аптеки. Приобретённые сети сравнительно небольшие - от 2-х до 37 аптек. Тем не менее, на рынке уже появляются предложения о продаже более крупных активов, рассчитанных явно не только на лидера фармацевтической розницы. Практически одновременно появились сообщения о намерении владельцев двух региональных сетей «Эфедра» (119 аптек) и «Вита» (199 аптек) продать свой бизнес. Тендер по продаже «Эфедры» должен завершиться в конце августа. Известно, что предложение принять участие в торгах получили «Аптеки 36,6», «Ригла», а так же группа «Alliance Boots» (до 31 июля 2006 г. Alliance Unichem). Несколько позже появилась информация о проведении тендера на покупку одного из лидеров аптечной розницы в России - сети «О3» (на конец 1-го полугодия 2006 г. компания объединяет 142 аптеки в 6 федеральных округах России).
Стоимость розничного актива "аптечная сеть" значительно возросла по сравнению с прошлым годом. Так, средняя стоимость аптеки, купленной в сети в результате сделки, в 2005 году составляла порядка 100 тыс. долл. США. Сегодня этот показатель стремительно приближается к 200 тыс. долл. США. С одной стороны цена на актив искусственно растет, так как есть спрос, с другой - приобретая аптечную сеть, покупатель теперь платит не только за помещение, а комплексную маркетинговую и штатную составляющую.