Corp

БАДам быть. Проблемы и перспективы развития рынка.

27 февраля в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол «Рынок БАД - итоги 2007 года. Взгляд участников». За круглым столом собрались представители науки, медицины, коммерческих структур и эксперты рынка для того чтобы обсудить наиболее насущные проблемы стоящие перед сегментом рынка.
4 минуты

27 февраля в пресс-центре «РИА Новости» состоялся круглый стол «Рынок БАД - итоги 2007 года. Взгляд участников». За круглым столом собрались представители науки, медицины, коммерческих структур и эксперты рынка для того чтобы обсудить наиболее насущные проблемы стоящие перед сегментом рынка.

В развитых странах БАД регулярно потребляют более половины населения. Для Европейских стран этот показатель равен в среднем 50% населения, а в США около 80% людей включают БАД в свой рацион на постоянной основе. В России же, по оценке специалистов компании «Комкон-Фарма», лишь около 20% молодых жителей российских городов более или менее регулярно употребляют БАД. А между тем результаты медицинских исследований констатируют дефицит многих важных элементов в рационе питания подавляющего большинства населения России. «По результатам проведенных нами около 20 лет назад исследований у 80% населения России наблюдался явный дефицит аскорбиновой кислоты и витаминов группы В, - говорит  руководитель лаборатории витаминов и минеральных веществ научно-исследовательского института питания РАМН, профессор Спиричев В.Б. – при этом ситуация с витамином В не изменилась до сих пор. Для того чтобы получать суточную норму витаминов группы В необходимо съедать 1300 гр. черного хлеба или 400 гр. мяса, учитывая современные энергозатраты человека, это не реально. Выход один – использовать обогащенные витаминами и минеральными веществами продукты питания или БАД».

По данным маркетингового агентства DSM Group объем аптечных продаж увеличился в 2007 году на 18%, при этом более 30% объема продаж в денежном эквиваленте приходится на нелекарственную продукцию. На этом фоне, рынок БАД демонстрирует темпы роста лишь в 12%, что соответствует уровню инфляции в стране. Можно говорить о стагнации на рынке. Основная тенденция на рынке БАД - снижение средней стоимости одной  упаковки продукта. С введением в 2006 году жесткого рекламного законодательства в отношении БАД производители потеряли эффективное средство продвижения своей продукции на рынке. «Производители БАД не успевают за ростом рынка. К сожалению, действенной замены рекламному рычагу воздействия на рынок производители БАД не нашли, - говорит генеральный директор DSM Group Кузин А.В. – сложилась ситуация когда лечебные свойства БАД заявить не возможно, а говорить в рекламных роликах о пиве, как источнике витаминов, вполне законно. Это ставит производителей БАД в неравное положение с производственными компаниями в конкурирующих сегментах рынка. А ведь аптеки до половины своей прибыли получают от продажи нелекарственных средств, в том числе БАД».

Характерной особенностью российского рынка БАД является преобладание и рост доли рынка занимаемой отечественными производителями. Более 70% рынка БАД контролируют отечественные компании. Причем в пятерке лидеров три первые позиции по объемам продаж за отечественными компаниями. На сегодняшний день многие компании входящие в ТОП-10 российских производителей БАД обладают производствами, соответствующими по своим стандартам качества производствам фармацевтических компаний, выпускающих лекарственные средства.

Одной из компаний, производственная площадка, которой сертифицирована по ISO является компания «Экомир», занимающая 6 позицию в рейтинге производителей по итогам 2007 года составленном специалистами DSM Group. «Для нас получение сертификата ISO  - серьезное достижение, - говорит генеральный директор ЗАО «ФК Экомир» Лешков С.Ю. – Компании, пришедшие на рынок не на один день, понимают значимость инвестиций в качество своей продукции. Прошлый год по единодушному мнению участников рынка был не простым для отрасли, рынок проходит стадию становления со всеми вытекающими отсюда последствиями, но диалог между производителем и контролирующими органами налаживается. Государственные органы открыты для диалога, и мы, со своей стороны, на этот диалог очень рассчитываем». Уже второй год в России работает система добровольной сертификации, направленная на выработку единых критериев подачи информации о полезных свойствах БАД, которая может быть заявлена на упаковке или в инструкции по применению к препарату. «Не все компании в состоянии потратить немалые средства для проведения серьезных клинических испытаний, и предоставления экспертам доказательной базы эффективности своих препаратов, это серьезные инвестиции, - говорит Лешков С.Ю. – но они крайне необходимы для изменения отношения конечного потребителя к БАД».

Проблемы на рынке БАД напрямую связаны с качеством поступающих на рынок  препаратов и недостаточной информированностью специалистов и потребителей о возможностях их применения и полезных свойствах. «Иногда можно наблюдать парадоксальную ситуацию, когда лекарственное средство практически идентичное по своему составу с аналогичной БАД, менее эффективно за счет пробелов в компонентном составе, - говорит член Президиума Российского общества урологов, действительный член Европейской ассоциации урологов и Международной эндурологической ассоциации, профессор Борисов В.В. – хороший пример «Пролин» американской компании Гринвуд, помогающий справится с последствиями почечной недостаточности, который по эффективности превосходит отличающийся всего на три компонента индонезийский лекарственный препарат аналогичной направленности. Что порекомендовать пациенту? Необходимы справочники по БАД для специалистов с четко прописанной информацией по каждому препарату, так как это сделано по лекарственным средствам».

Не смотря на определенные трудности, рынок БАД имеет существенны потенциал роста. Многие серьезные производители лекарственных средств проявляют интерес к этому сегменту рынка, вкладывая в разработку и выведение своих БАД на рынок значительные средства. «БАД должны занять свою нишу на рынке, - считает Лешков С.Ю. – Во всем цивилизованном мире БАД занимают свое законное место на полках магазинов и применяются для вполне определенных целей, никак не конкурируя с лекарственными средствами и пищевыми продуктами». Основная задача на сегодняшний день – просвещение рынка. Потребитель должен иметь исчерпывающую информацию о том, как он может поправить свое здоровье, в том числе и с помощью БАД. «Сегодня, здоровье в числе приоритетов наших сограждан стоит, к сожалению, на последнем месте, - говорит Борисов В.В., - по телевизору призывают заниматься самолечением или лечением без лекарств, врачи больше озабочены пропагандой своих умений чем здорового образа жизни, эта ситуация требует корректировки. БАД не панацея и не яд, это средство с определенными характеристиками и их необходимо знать и доносить информацию о возможностях БАД до каждого. Людям надо рассказывать, как быть здоровыми».  

Поллиноз: когда весна не в радость Здравоохранение Поллиноз: когда весна не в радость
Разбираемся, почему возникает сезонная аллергия и как от нее избавиться