Эпидемии в кинематографе: биологическое оружие, зомби и неравенство

В охватившей мир пандемии коронавируса нередко можно увидеть сходства с тем, что уже происходило - правда, на больших экранах. Американский учёный решил продемонстрировать, каким образом менялось изображение эпидемических катастроф в мировом кинематографе за последние 100 лет.
Эпидемии в кинематографе: биологическое оружие, зомби и неравенство
«Злая красная планета» (1959) / Фото: MGM Studios

Новый обзор, опубликованный в JAMA, рассказывает о том, как показывали вспышки инфекционных болезней и пандемии в кинематографе. Автор фокусируется на том, как менялся посыл таких фильмов со временем и какие аспекты они затрагивали.

Идеолог исследования Уолтер Деорити (Walter Dehority), профессор Медицинской школы Университета Нью-Мехико, указывает, что фильмы – «общий культурный опыт, который исторически запечатлел вспышки инфекционных болезней и пандемии, и отразил сопутствующие надежды, страх и тревожный реалистический опыт заражения».

Деорити захотел обобщить содержание и посыл фильмов, посвящённых эпидемиям. Чтобы обнаружить наиболее популярные фильмы по этой теме, он провел поиск на IMDb.com (Internet Movie Database) по нескольким сочетаниям ключевых слов. В окончательный анализ вошли 80 фильмов, кассовый сбор каждого из которых был не менее 10 миллионов долларов.

От жертвенности к апокалипсису

Автор указывает, что в восьми из девяти наиболее ранних фильмов, которые попали в список, показан самоотверженный героизм медицинских работников. Например, в фильме «Зеленый свет» (1937) врач останавливает вспышку инфекции вакциной, которую испытывает на себе. В «Рисованной вуали» (1934) в борьбе с холерой врач чуть не пожертвовал своим браком, а в картинах «Эрроусмит» (1931) и «Пришли дожди» (1939) умирают близкие врачам люди. Эту подборку фильмов венчает оскароносная «Паника на улицах» (1950) о борьбе с чумой в Новом Орлеане.

В 1957 году, после запуска первого искусственного спутника, стала актуальной космическая тема, в фильмах появились «микробы-пришельцы» («Владыка космоса X-7» (1957) и «Злая красная планета» (1959). Новая "инфекция" стала угрозой относительному спокойствию людей, обретённому с появлением антибиотиков. «Владыка космоса X-7» впервые показал вклад глобализации в развитие пандемий.

В 1960-х и 1970-х годах было выпущено 16 фильмов. В обзоре указано, что этот период стал более мрачным в «пандемическом кинематографе». Часть фильмов показывала уже постапокалиптический мир: «За пределами временного барьера» (1960), «Последний человек на земле» (1964), «Человек Омега» (1971).

В 1980-х и 1990-х стало меньше популярных фильмов на «инфекционную тематику», в кино появилась тема ВИЧ: «Давний друг» (1989), «Общие темы: Истории с квилта» (1989), «Филадельфия» (1993). В 2000-х годах фильмы стали мрачнее, в них вновь увеличилось количество постапокалиптических пейзажей и зомби.

Основные темы

В "инфекционных" фильмах встречались повторяющиеся темы. Среди них можно выделить:

Автор обзора предполагает, что во время «эры COVID-19» эти фильмы помогут нам разделить не только моменты объединения в борьбе с инфекцией, но и надежду на победу над ней.

В 2017 году Деорити вместе с коллегами уже проводил подобный анализ. Его целью было описание того, как в кинематографе отражена тема иммунизации.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию