Бог в помощь
В Северном медуниверситете решили заняться духовным образованием
В архангельском Северном государственном медицинском университете (СГМУ) будет создан общественный факультет ментального здоровья, включающий, среди прочего, отделения православной медицины, духовного образования и православной психотерапии. Соответствующее решение было принято на ученом совете СГМУ под руководством ректора вуза Павла Сидорова – известного борца с сектантами, едва не ставшего некоторое время назад жертвой российской тюремной медицины.
Православный ФОП
Заседание ученого совета СГМУ, одобрившее создание в вузе нового факультета ментальной медицины, состоялось 16 марта. Согласно пресс-релизу, разосланному СМИ несколько позже, факультет будет включать пять отделений: духовного образования, православной медицины, демографической политики, защиты общественного здоровья и противостояния социальным недугам, православной психологии и психотерапии.
В попечительский совет факультета уже согласились войти главный терапевт Минздрава РФ и член исполкома Общества православных врачей России Александр Чучалин, а также депутат Госдумы от "Справедливой России" Елена Вторыгина.
Согласно пресс-релизу СГМУ, “созданный факультет призван аккумулировать мультидисциплинарные подходы к духовно-нравственному воспитанию в рамках православия, направленному на укрепление семейных ценностей и формирование общественного сознания студентов”. При этом, как предполагается, слушателями факультета станут не только российские студенты СГМУ, но и студенты-иностранцы, 50 процентов из которых являются приверженцами индуизма и других религий Востока, 30 процентов – мусульманами, 20 процентов – христианами различных конфессий.
Студентам-иностранцам (большинство из них, вероятно, платники) остается только посочувствовать. Вряд ли знания в области духовного образования и православной психологии пригодятся жителям стран Азии и Африки в их дальнейшей жизни. Впрочем, на факультете запланированы факультативные курсы по другим религиям, которые СГМУ считает традиционными для России: иудаизму, исламу, буддизму. Не ясно впрочем, имеет ли смысл изучать эти предметы на православном факультете, да к тому же еще и медицинского вуза.
По мнению ректора Павла Сидорова, факультеты, аналогичные архангельскому, со временем должны будут появиться и в других российских вузах. Они смогут занять нишу факультетов общественных профессий (ФОПов) времен СССР. Эти подразделения были предназначены для активизации “творческого потенциала учащейся молодежи”, проще говоря – готовили из желающих массовиков-затейников и артистов самодеятельности различных жанров. Столичные медицинские светила и депутаты, кажется, поддерживают идею всероссийского внедрения православной самодеятельности в высшем образовании.
Между тем, согласно пресс-релизу СГМУ, в программу факультета ментального здоровья должны будут войти не только факультативы, но и обязательные курсы.
Не ясно пока, каким образом будет финансироваться все эта многообразная учебная деятельность. Во всяком случае, в доступном сейчас для чтения Проекте положения об общественном факультете СГМУ эта тема не поднимается.
Нужны ли все эти дисциплины студентам, которые пришли в вуз, чтобы изучать медицину? Руководство СГМУ считает, что нужны, поскольку, по данным ВЦИОМ, православными считают себя 75 процентов россиян. Правда, по некоторым данным, подавляющее большинство из этих "православных" ходит в храм не чаще раза в год и не помнит ни одной молитвы. И все же: а что делать атеистам или недостаточно православным учащимся, волей судьбы оказавшимся в СГМУ? Нет ли здесь дискриминации?
Опальный сектоборец
Взятка больше чем жизнь
Ректор СГМУ в настоящее время готовится предстать перед судом. Уголовное дело по обвинению во взяточничестве было заведено на него еще весной 2009 года. Сидорову инкриминировалось взимание дани с коммерческих организаций, работающих на базе СГМУ. Он был арестован в рабочем кабинете в момент передачи взятки и отправлен в СИЗО, где находился более шести месяцев.
За время пребывания в заключении состояние Сидорова, страдающего сахарным диабетом, значительно ухудшилось: в тюремной больнице ему не могли оказать адекватную медицинскую помощь. В результате 56-летний заключенный несколько раз впадал в диабетическую кому. Коллеги Сидорова развернули кампанию за его освобождение, предупреждая о том, что тяжелобольной ректор может повторить судьбу Сергея Магнитского, умершего без медицинской помощи в столичном СИЗО. После ряда публикаций в СМИ и коллективных обращений к высшему руководству в ноябре 2009 года Сидоров был освобожден, а расследование уголовного дела было приостановлено в связи с болезнью подозреваемого.
В октябре 2010 года оправившийся после пребывания в СИЗО Сидоров вернулся к работе в СГМУ. Одновременно было возобновлено расследование уголовного дела о взятках. Обвинение было предъявлено Сидорову в конце 2010 года: по окончательной версии следствия, ему инкриминировалось в общей сложности 197 взяток на общую сумму более шести миллионов рублей. Сам Сидоров с самого начала утверждал, что дело против него сфабриковано, а свидетели обвинения (восемь человек) набраны из ранее уволенных им сотрудников, либо психически неуравновешенных лиц (психиатрических и наркологических больных, лечившихся лично у Сидорова), путем шантажа и запугивания.
В январе текущего года ректор СГМУ собрал большую пресс-конференцию, на которой рассказал о подлинных причинах своего уголовного преследования. По его версии, за делом стоит “сектантское лобби”, замышляющее рейдерский захват СГМУ. Причиной ненависти сектантов к Сидорову является его многолетняя борьба с экстремистскими и деструктивными культами. Недоброе против Сидорова, по его словам, замышляет также “гомосексуальное и педофильское лобби”. Представителям последнего, очевидно, не понравилось содержание издававшегося при участии ректора СГМУ журнала “Сексология и сексопатология”.
По словам Сидорова, его недруги на сектантские деньги издают в России журнал по психиатрии, со страниц которого сейчас звучат призывы к судебной расправе над ним.
Какое именно издание имел в виду Сидоров, установить не удалось. Впрочем, его труды о сектах, в частности, статья “Психический терроризм как нелетальное оружие массового поражения”, (психический терроризм по Сидорову – это распространение новых религиозных учений), неоднократно критиковалась на страницах "Независимого психиатрического журнала" (издание Независимой психиатрической ассоциации России). И все же призывов к суду над Сидоровым в имеющихся в сети номерах журнала нет.
Зачем?
Создание общественного православного факультета стало следующим шагом ректора СГМУ после объяснения с обидчиками. Очевидно, что это нововведение поможет ректору в затяжной борьбе со следствием. После торжественного воссоединения архангельского медвуза с церковью любые проблемы руководства можно будет автоматически списывать на происки врагов православия.
Ну а чем конкретно будут заниматься студенты на новом общественном факультете? Основные направления деятельности новой структуры описываются в документе, опубликованном в блоге Сидорова на сайте университета.
В рамках отделения духовного образования помимо курса патронажных сестер милосердия, который и так уже преподается в СГМУ, запланированы факультативные курсы основ и ценностей православия и других традиционных российских конфессий (ислам, буддизм, иудаизм), православной риторики, православной педагогики, православной психологии и т.д. Кроме того – трехгодичные православные богословские курсы, а также ведение тематической рубрики в газете "Медик Севера", дискуссионный клуб по проблемам духовного образования и поездки по святым местам.
В программу отделения православной медицины, помимо волонтерской деятельности в реабилитационных центрах, хосписах и “богадельнях”, входят “миссионерские выезды врачей в районы области” и “строительство храма святителя Луки”.
Отделение демографической политики будет заниматься формированием “материнского и отцовского поведения”, в том числе среди школьников, а также созданием волонтерского движения по поддержке грудного вскармливания.
Короче говоря, направлений деятельности больше чем достаточно, но вот полезность их вызывает сомнения. Волонтерское движение – это замечательно, но чтобы участвовать в нем, совсем не обязательно учиться в медвузе. То же самое с возведением православных храмов и с поездками по святым местам. Богословие, пожалуй, все же лучше изучать в профильных учреждениях. Врачи же, выезжающие в русскую глубинку, принесут куда больше пользы, работая по основной специальности.
Основная же неувязка всего начинания заключается в том, что никакой православной медицины в принципе не существует, как не существует православной химии, православной математики или православного почвоведения. За почти два тысячелетия своего существования христианская церковь не создала собственной медицинской традиции, если конечно не считать чудесных исцелений, экзорцизма (изучать подобные феномены в стенах медуниверситета непросто), а также эксцессов вроде лечения копием, которые, впрочем, большинством верующих отвергаются.
Проблемы этического плана, встающие перед верующими в связи с развитием медицинской науки – отношение к репродуктивным технологиям, клонированию, эвтаназии и т.п. – также решаются вне университетских стен. В случае РПЦ руководящим документом по таким вопросам являются "Основы социальной концепции", утвержденные Архиерейским собором в 2000 году. Больше того, что там сказано по вопросам биоэтики, церковь вряд ли захочет сказать в ближайшее время. Если же возникнет желание углубить проблематику, православных врачей всегда можно пригласить для консультаций на церковную территорию.
В общем, затея с православным факультетом в СГМУ выглядит достаточно бессмысленно, если не принимать во внимание атаки сектантского и гомосексуального лобби на ректора Сидорова. Остается надеяться лишь на то, что после такой яркой демонстрации православности недруги оставят, наконец, в покое титулованного ученого.