Эволюция благодарности: как изменился размер подношений врачам от пациентов в кризис
В 2014 году средняя сумма расходов россиян на «подношения» врачам госклиник увеличилась почти в два раза – до 4,2 тысячи рублей, а с необходимостью «передать персоналу подарок или деньги» для того, чтобы получить лечение, сталкивались 17% пациентов. К таким выводам пришли авторы исследования «Индекс здравоохранения-2014». Документ, подготовленный Ассоциацией частных клиник Москвы и ЦФО совместно с Высшей школой экономики, был презентован в рамках форума «Российская неделя здравоохранения».
По заказу Ассоциации опрашивал россиян ВЦИОМ. Опрос проводился среди 1,6 тыс. респондентов в 46 регионах страны. Социологи выяснили также, что уже более 30% россиян (в прошлом году – 20%) согласны официально доплачивать за бесплатные медицинские услуги, если будут уверены в их качестве. А сумма допустимой доплаты выросла с 16 до 23 тысяч рублей. По мнению авторов исследования, это свидетельствует, в том числе, о том, что «граждане в большей степени стали осознавать ценность капитала здоровья в жизненных стратегиях».
Эти данные удивили опрошенных МедНовостями врачей. Подобными исследованиями общество готовят к дальнейшей коммерциализации медицины, считают медики. Практически все из них, вне зависимости от того, получают они от пациентов «благодарность» или нет, назвали исследование заказным, а его выводы – не соответствующими действительности. МедНовости записали мнения врачей, согласившихся высказаться на эту щекотливую тему.
Бедность
Анна А., участковый педиатр
За последний год уровень жизни снизился настолько, что даже символические подарки к праздникам стали большой редкостью. И очень часто, когда кто-то из знакомых просит посмотреть ребенка с чужого участка, объясняют, что надо сделать это бесплатно – положение в семьях тяжелое, а лекарства безбожно дорогие. Конечно, есть и состоятельные семьи. И я знаю таких, которые «подкармливают» нашу заведующую. Но и она никому не выкручивает руки – не известно, что будет с нового года, и ей сейчас важнее всего сохранить пациентов.
Инна К., педиатр, преподаватель медвуза
Практически все мои коллеги консультируют больных частным образом. Цена консультации примерно такая, как в официальном прейскуранте близлежащей больницы. Бывает, что люди платят больше по собственной инициативе. Но в этом году тех, кто может себе это позволить стало даже меньше, чем раньше. Есть бедные семьи, в которые я прихожу повторно посмотреть ребенка вообще бесплатно.
Инфляция
Александр Л., хирург
В крупных городах, возможно, пациенты и привыкли давать деньги. Но в райцентрах «благодарность» при выписке из больницы – это практически всегда бутылка коньяка, чай, кофе, конфеты. А коль все эти продукты за год подорожали, то да, можно считать, что выросла и сумма «взятки» врачу.
Ольга К., гинеколог
У моей давнишней пациентки дочь учится в Китае, и дважды в год (на день медика и Новый год) она дарит мне красивую упаковку китайского чая. Я не знаю, сколько этот чай стоит в юанях, но понимаю, что в пересчете на рубли та коробка, которую я получу в ближайшее время, будет стоить в два раза дороже, чем в июне. Так что, я бы поправила исследователей из ВШЭ и Ассоциацией частных клиник: стоимость подарков выросла вдвое не за год, а за полгода. А если быть еще точнее – за последние три месяца.
Татьяна Т., невролог
Несколько лет назад я подрабатывала в коммерческом медцентре, потом уволилась из него. И вместе со мной оттуда ушли некоторые пациенты, которые приходят теперь ко мне в районную поликлинику. С самого начала мы договорились, что они будут платить половину цены, установленной в том центре. За последний год цены там выросли в полтора раза. Но у меня язык не поворачивается указать на это моим пациентам. Так что все остается, как есть.
Бремя платных услуг
Анна П., терапевт
Размер «благодарностей» не растет, а наоборот падает из-за роста платных услуг в бесплатной медицине. Нет у людей денег, чтобы заплатить в кассу и в аптеку, и еще что-то осталось врачу. Так как все обследования и многие процедуры в основном делаются за деньги, то все средства пациентов уходят в кассу больницы, из которой врачи уже ничего не имеют. Их делят главврачи с экономистами. А те пациенты, у кого есть деньги, сразу идут лечиться платно в тех же муниципальных больницах или поликлиниках. Ну или вообще в частных.
Виталий И., уролог
Сейчас появилось много больных, с которых можно «законно» брать деньги. Это те, кто не прикреплен к поликлинике, кто хочет попасть на прием без записи, без очереди. Еще у нас есть обычное оборудование и «более совершенное», то есть платное. Такие пациенты предлагают заплатить эти или меньшие деньги самому врачу, а не в кассу. Только мне проще отправить их в кассу, чем выслушивать каждый раз на собрании про невыполненный план по хозрасчету, который мы должны делать на больных людях. Уже нет никаких нервов у врачей. Сделали нам план, как на заводе по выпуску гаек. Не выполнишь – снимают стимулирующие выплаты. Фактически, вынуждают вымогать у людей, только это не себе в карман.
Сергей Б., отоларинголог
С тех пор как существенную часть бесплатной медицины в госучреждениях заняла платная, пропало такое понятие, как «благодарность» врачу. Так как в кассу заплачена куча денег, то многим и в голову не приходит давать что-то еще и врачу. Но, кстати, раньше это тоже не было так уж обязательно. В нашем отделении никто никогда не отказывался оперировать больного и не делал это хуже, чем может, из-за того, что ему не занесли конверт.
Мнение правозащитника
Правозащитники отмечают ухудшение ситуации с доступностью к бесплатной медицине. «Конечно, у нас нет общероссийской статистики по «подаркам», да и какой смысл говорить о «средних» показателях, когда для кого-то это 200 рублей, а для кого-то 200 тысяч, - рассказал Медновостям президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. – Но есть явные признаки того, что ситуация ухудшается, и ухудшается довольно резко. Еще несколько лет назад практически не было обращений, связанных с тем, что оплата является условием получения бесплатной услуги. В основном люди жаловались на плохую медпомощь, а если говорили о поборах, то это были сопутствующие жалобы. Но где-то года полтора назад интонации обращений стали резко меняться, и сейчас довольно много жалоб на то, что люди не могут получить помощь вообще».
В качестве примера Саверский рассказал о жалобе молодой женщины из Владивостока, у которой случилась внематочная беременность, и ей пришлось выбирать между бесплатной тяжелой полостной операцией с вероятностью бесплодия и платной лапароскопией. «Необходимость заплатить пациентке объяснили тем, что лапароскоп у хирурга личный, - рассказал Саверский. – Именно так: в госучреждении, при исполнении свих должностных обязанностей хирург использует личный лапароскоп». Правозащитники послали запросы в региональный Минздрав, территориальный фонд ОМС и заместителю федерального министра здравоохранения. По словам Саверского, замминистра разбирался четыре месяца, и его окончательный вердикт был таким: «я до конца не понял, но у меня такое ощущение, что лапароскопия не входит в территориальную программу госгарантий». К этому времени пришли ответы и на другие запросы: один из Минздрава Приморского края о том, что лапароскопия в эту программу не входит, второй – от территориального фонда ОМС о том, что входит.
«В том, что они наделали в масштабах всей страны, уже не могут разобраться сами органы власти, - говорит Саверский. - А о том, чтобы программы госгарантий были одинаковы во всех регионах, вообще речь не идет. В Конституции четко сказано, что в госучреждениях медпомощь оказывается бесплатно и обладает принципом достаточности. Но стоило только разрешить брать деньги, как неизбежно начался этот безумный торг вокруг программы госгарантий – «это входит, это не входит». Система поборов паразитирует на этих неопределенностях. И пока врача не лишат права и смысла брать деньги, это будет продолжаться. Тем более, что государство явно ставит задачу перехода на оказание платных услуг. И все этот сигнал ясно понимают».