Фотогалерея: от импотенции до ампутации
Согласно положениям Рамочной конвенции ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) по борьбе против табака, «предупреждения о вреде для здоровья, описывающие пагубные последствия использования табака» должны содержаться на каждой пачке табачных изделий.
В странах Евросоюза приняты следующие требования к предупредительным надписям на упаковках сигарет:
— предупредительная надпись располагается в черной рамке на белом фоне, площадью не менее 30 процентов площади пачки (не включая в расчет площадь самой рамки);
— предупредительные надписи утверждаются компетентным национальным органом по здравоохранению и периодически меняются (с целью предотвращения эффекта привыкания);
— запрещение использования терминов «легкие» и других подобных терминов, цветовых решений, а также торговых марок, позиционирующих данные сигареты как менее вредные (с сентября 2003 года).
Также ряд стран ЕС ввел обязательность нанесения на пачки сигарет фотографий человеческих органов, пораженных заболеваниями, вызванными курением, и других пагубных последствий курения. При этом за основу взят опыт других стран, прежде всего Канады. Площадь, выделенная под эти цели, колеблется от 30 до 100 процентов (фронтальная или тыльная сторона пачки) в соответствии с законодательством той или иной страны. Тексты и графические изображения предупредительных надписей утверждаются компетентным национальным органом в области здравоохранения и периодически меняются.
В 2012 году российский Минздрав утвердил более десятка графических изображений о вреде курения для размещения на пачках сигарет. На упаковках разместились шокирующие фотографии с надписями «Эмфизема», «Онкозаболевание», «Пародонтоз», «Страдание», «Самоуничтожение», «Ампутация», «Старение», «Мертворождение», «Недоношенность», «Зависимость», «Опасность», «Импотенция».
12 июня 2013 года начал свое действие Приказ Минздравсоцразвития РФ №490н, согласно которому на упаковке табачной продукции в обязательном порядке должны размещаться графические предупреждения о вреде курения, занимающие не менее половины площади всей пачки.
Графика в действии
Первыми в мире дополнять пачки сигарет предупредительными изображениями стали в Австралии около 15 лет назад, после чего идею подхватили другие страны. Канада была одной из первых стран, где ввели графические предупреждения на пачках сигарет (в 2001 году). От прежних их отличали увеличенный размер (свыше 50 процентов площади упаковки), цветные изображения, многочисленные предупреждения, а также наличие описаний последствий курения и советов по отказу от курения, размещенных на внутренней стороне пачки.
Эффективны ли страшные фотографии? Канадские курильщики оказались наиболее осведомленными о пагубных последствиях курения для здоровья в сравнении с курильщиками из Австралии, Великобритании и США: о риске импотенции, развития инсульта и рака легких у пассивных курильщиков знали 60 процентов канадских курильщиков (против 36 процентов австралийцев, 34 процентов американцев, 36 процентов британцев). Канадские курильщики также продемонстрировали гораздо лучшую осведомленность о содержимом табачного дыма: о монооксиде углерода (угарный газ), мышьяке и цианиде. Сигаретную упаковку в качестве источника информации о вреде курения сочли эффективной 84 процентов канадцев (для сравнения — 69 процентов австралийцев, 56 процентов американцев и 47 процентов британцев).
Появление на пачках сигарет шокирующих картинок влияет на изменение восприятия курения самими курильщиками: так, в Бразилии 78 процентов из них одобрили появление таких предупреждений, 67 процентов захотели бросить курить и более 50 процентов изменили свое мнение о последствиях курения для здоровья. Анализ мирового опыта разработки и введения предупреждений на упаковках табачных изделий показывает, что это эффективный способ информирования курильщиков о рисках и последствиях потребления табака. Аналогичные выводы озвучены в Докладе Всемирной организации здравоохранения по вопросу табачной эпидемии 2008 года.
Новый законопроект о страшном
На бутылках с алкоголем, по аналогии с сигаретными пачками, вскоре могут появиться устрашающие картинки, предупреждающие потенциальных покупателей о вреде его чрезмерного употребления. Как стало известно «Известиям», такой законопроект готовит группа депутатов Госдумы от ЛДПР.
По мнению депутата Андрея Свинцова, инициатора внесения соответствующих поправок в федеральные законы «О рекламе», «О защите прав потребителей» и другие нормативно-правовые акты, успех антитабачной кампании говорит об эффективности подобных мер и возможности их использования в случае с алкоголем. По его словам, такая мера необходима, потому что результаты общих усилий во всех сферах борьбы с курением дают положительные результаты, и это может помочь сбавить интерес к алкоголю. Разумеется, есть и те, кто считает такой закон бессмысленным. Так, например, по мнению главы Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, такая мера будет выглядеть более чем странно на бутылке Hennessy или 50-летнего виски.