Информация о здоровом образе жизни сама по себе не изменяет вредных пищевых привычек детей

Обучение правильному питанию и здоровому образу жизни должно включать теорию, игровую деятельность и эмоциональную поддержку, по данным бразильского исследования, которые будут представлены на конгрессе Европейского общества кардиологии и Всемирном конгрессе кардиологов.
Информация о здоровом образе жизни сама по себе не изменяет вредных пищевых привычек детей
Фото: flickr.com /
2 минуты
1940

Программа подготовки учителей с последующим обучением ими школьников основам сердечно-сосудистого здоровья, включающая разные мероприятия и эмоциональную поддержку, способствует формированию здорового образа жизни учителей и учащихся. Это выяснили бразильские исследователи из Института кардиологии Риу-Гранди-ду-Сул (Порту-Алегри). Результаты исследования будут представлены на конгрессе Европейского общества кардиологии — 2019, который пройдет совместно с Всемирным конгрессом кардиологов с 31 августа по 4 сентября в Париже.

«Многочисленные исследования касались вопросов здоровья в школьных условиях, но большинство работ было сосредоточено на физической активности и питании детей. При этом мало внимания уделялось эмоциональным проблемам, таким как чувство собственного достоинства, депрессия и пищевое поведение», — рассказала автор исследования, педиатр Каролинн Сантин Дал Ри (Carolinne Santin Dal Ri).

В рамках программы «Счастливая жизнь, здоровое сердце» 10 государственных школ бразильского города Фредерико-Вестфален были случайным образом разделены на 5 экспериментальных и 5 контрольных. В исследовании приняли участие 473 ученика в возрасте от 6 до 12 лет и 32 учителя. Исходные оценки включали вес и рост детей, их физическую активность, пищевое поведение и знания о здоровье; а также физическую активность и пищевое поведение учителей. После завершения программы были проведены повторные измерения.

Эксперимент состоял из двух этапов: подготовка учителей и обучение учителями школьников по этой же программе. За четырехмесячный период учителя посетили четыре собрания, получили буклет и доступ к видеоурокам.

Учебный материал включал семь разделов.

  1. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в детском возрасте.
  2. Выбор здоровой пищи.
  3. Маркировка продуктов питания.
  4. Соль, сахар и жиры.
  5. Эмоциональное здоровье и качество жизни.
  6. Физическая активность.
  7. Здоровые практики и изменения привычек.

Каждый раздел включал теорию и рекомендации для занятий в классе, разработанные в соответствии с темой занятия, возрастом детей и намеченными целями.

В классе учителя освещали по одной теме в неделю и включали в занятие по крайней мере один вид практической деятельности. Педагоги могли свободно выбирать или изменять виды деятельности, включать их в проекты школьной программы. Для поощрения вовлеченности учителей была создана группа в социальной сети, где они делились собственным опытом, а также получали сообщения и напоминания от руководителя исследования по теме, над которой должны были работать. Кроме того, руководитель исследования посещала экспериментальные школы с целью стимулирования учителей и предложения рекомендаций.

В школах контрольной группы учителя не принимали участия в учебном курсе, а ученики посещали обычные школьные занятия по здоровью и здоровому питанию на основе учебной программы. Исследование показало, что одних знаний недостаточно для изменения поведения.

Как школьники, так и учителя получили пользу от эксперимента. Доля учеников, следовавших советам Бразильского руководства по питанию избегать потребления пиццы, гамбургеров и безалкогольных напитков, значительно увеличилась: на 15% и 20% соответственно. Кроме того, количество физически активных учителей возросло на 28%.

«Дети и в экспериментальной группе, и в контрольной группе повысили уровень знаний о здоровье во время исследования. Но только те, кто был в экспериментальной группе, изменили свое пищевое поведение. Это говорит о том, что информация сама по себе не приводит к улучшению образа жизни. В нашем исследовании программа, сочетающая информацию с игровыми действиями и эмоциональной поддержкой, была полезна для детей и учителей», — резюмировала Каролинн Сантин Дал Ри.

5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати