Исследование: действительно ли изучение языков так уж полезно для мозга?

Все мы наслышаны про пользу изучения иностранных языков. Но есть и альтернативное мнение, и его сторонники уверяют, что феномен билингв обусловлен лишь желанием ученых делать красивые статьи.
Исследование: действительно ли изучение языков так уж полезно для мозга?
Изображение с сайта tufts.edu /
3 минуты

Конфеты и свечки

Профессор американского Северо-Западного университета Виорика Мариан (Viorica Marian) уже давно изучает то, как иностранные языки влияют на мозг. Еще 15 лет назад она заметила, что людям, которые владеют двумя языками, — будем условно называть из «билингвы» — легче выбирать слова: из-за большого словарного запаса они привыкли сразу отсекать «неправильные» варианты.

В своем последнем исследовании она и ее коллеги решили выяснить, какие процессы происходят в мозге у людей, когда они слышат те или иные слова. Для этого она разделила волонтеров на две группы: билингв и тех, кто знает только один язык. Чтобы увидеть, какие зоны мозга сильнее активизируются у людей при выполнении когнитивных задач, ученые использовала магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Участникам эксперимента произносили вслух какое-то слово — например, «конфета» («candy» по-английски) — и просили их быстро выбрать одну из четырех картинок, среди которых было и изображение конфеты, и изображение чего-то, что называется похожим по звучанию словом: например, свечи (по-английски «candle»). МРТ показала, что у тех, кто знает только один язык, при выборе картинок гораздо сильнее активизировались некоторые области мозга: на выбор картинки они, таким образом, затрачивали больше усилий. «Это работает как светофор, — объясняет Виорика Мариан. — Для одного языка билингвы всегда включают зеленый свет, а для другого — красный. Когда приходится делать это все время, учишься быстро блокировать те слова, которые не нужны».

По словам исследовательницы, это умение полезно не только для выбора слов, но и в целом для принятия решений: «Ведем ли мы машину или делаем операцию, необходимо уметь концентрироваться на важном и игнорировать второстепенное», — говорит она. Кроме того, знание иностранного языка, по ее мнению, может служить заменой умственным тренировкам: «Можно не напрягаться и не решать кроссворды: ваш мозг уже и так “жонглирует” двумя языками».

Начать же изучение языка никогда не поздно: «Польза будет даже от одного семестра», — считает Мариан.Сама она, по информации пресс-службы Северо-Западного университета, знает румынский, русский и английский, а еще немного говорит по-испански, по-французски и по-голландски.

Пластика мозга

«Изучение чего бы то ни было — например, иностранного языка — и применение этих знаний развивает мозг», — говорит профессор Университета штата Пенсильвания Пин Ли (Ping Li). С помощью все той же МРТ он и его коллеги наблюдали за активностью мозга у 39 носителей английского языка, которые пытались учить китайский. Результаты показали, что изучение языка помогает развивать взаимосвязи между нейронами мозга. Правда, происходит это гораздо эффективнее у тех, кому язык дается легко. Зато, как показали предыдущие исследования Ли и его коллег, позитивные изменения в мозге в ответ на изучение языка заметны даже в почтенном возрасте.

«Интересная находка заключается в том, что, мозг оказался гораздо более “пластичным”, чем мы думалираньше, опираясь на более ранние исследования, — говорит Ли. — Мы наблюдаем анатомические изменения в мозге [даже у пожилых людей], и для них это очень оптимистичные новости. Изучение иностранного языка  может сделать процесс старения более приятным».

Приятным изучение языка бывает для всех возрастов, говорится в еще одном недавнем исследовании. Ученые из Магдебургского университета имени Отто фон Герике и их коллеги из Барселоны обнаружили (опять же, с помощью МРТ), что запоминание новых слов активирует вентральный стриатум — «центр удовольствия» в мозге. По мнению исследователей, именно это помогало людям развивать свои языковые навыки в процессе эволюции.

Быть альтруистами

Однако не все так однозначно. В научной среде есть люди, которые считают: изучение иностранных языков не сделает вас умнее. Ученые из Университета Эбертэй в Шотландии сравнили, как один и тот же когнитивный тест выполняют несколько разных групп. Эти группы состояли из взрослых билингв разного происхождения и носителей английского языка, которые говорят только на нем. Интересно, что разницы между двумя группами они практически не обнаружили.

Этот результат привет ученых к мысли, что когнитивное превосходство билингв — это миф. Вызван он, по их мнению, тем, что научные журналы стремятся публиковать статьи только с положительными результатами. «Сначала мы были обескуражены: как такое может быть? — говорит о полученных результатах одна из авторов исследования профессор Вера Кемпе (Vera Kempe). — Но когда мы начали копать глубже, мы обнаружили, что это не аномалия: наше исследование просто пополнило ширящиеся ряды тех работ, результаты которых не показали взаимосвязи между знанием иностранных языков и сообразительностью».

Это, правда, не значит, что иностранные языки совсем не стоит учить. «Вместе с тем, мы советуем всем — особенно молодежи — учить иностранные языки не из-за эгоистичного стремления усилить свои умственные способности, а из-за того, что знание языков дает нам возможность общаться с людьми из разных стран и разных культур, — говорит Вера Кемпе. — Возможность увидеть мир под другим углом зрения — это, наверное, самое полезное, что дает изучение иностранных языков, и именно это и развивает мозг».

Комментарии Cackle
Что значит «близкий контакт» с инфицированным COVID-19 Эпидемия Что значит «близкий контакт» с инфицированным COVID-19
В CDC считают, что контакты менее 15 минут нужно тоже учитывать
Какие факторы риска болезней сердца можно увидеть невооруженным глазом Здоровье Какие факторы риска болезней сердца можно увидеть невооруженным глазом
Иногда спрогнозировать будущее сердца можно без сложных формул

Подпишитесь на наши новости, чтобы получать их первыми