Как недостаток сна влияет на психику детей
Депрессия, тревожность, импульсивное поведение и ухудшение когнитивной деятельности у детей связаны с количеством сна, утверждают ученые в исследовании, которое опубликовано в Molecular Psychiatry.
«Рекомендуемое количество сна для детей в возрасте от 6 до 12 лет составляет 9-12 часов. Однако нарушения сна распространены среди детей и подростков во всем мире из-за растущих требований в школе, увеличения экранного времени, спортивных и общественных мероприятий», – рассказал Цзяньфэн Фэн (Jianfeng Feng), соавтор исследования.
Ученые из Уорикского и Фуданьского университетов проанализировали данные 11000 школьников в возрасте 9–11 лет.
Согласно полученным результатам, показатели депрессии, тревожности, импульсивного поведения и ухудшения когнитивной деятельности у детей связаны сокращением продолжительности сна. Кроме того, связь между психиатрическими проблемами (особенно депрессией) и короткой продолжительностью сна прослеживалась один год спустя.
Во время сна происходят процессы, которые способствуют реорганизации участков мозга, что особенно важно для детей, чей мозг быстро развивается и перестраивается.
Исследователи обнаружили связь между сокращением продолжительности сна и уменьшением объема мозга в таких его областях, как:
- префронтальная кора (отвечает за планирование, прогнозирование, постановка целей, социальный «контроль»),
- орбитофронтальная кора (принятие решений),
- височная доля (восприятие и обработка аудиальной информации),
- прекунеус (формирование чувства счастья),
- надкраевая извилина (грамотность, обновление рабочей памяти, способность к обучению, сенсорное восприятие).
У детей, которые спали менее 7 часов, показатели поведенческих проблем по специальной шкале в среднем были выше на 53%, а общая оценка когнитивных функций – ниже на 7,8% по сравнению с детьми, чей сон длился 9–11 часов.
«Мы выявили важные связи между продолжительностью сна у детей, структурой мозга, когнитивным и психическим здоровьем. Но необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить основные причины этих взаимоотношений», – резюмировал Эдмунд Роллс (Edmund Rolls), соавтор исследования.