Corp
25 февраля 2015, 16:36
Как специалисты оценивают итоги прошлого года для фармацевтического рынка России?
3
минуты
15 Юбилейный конкурс «Платиновая унция-2014» проходит в достаточно сложной геополитической обстановке. Мы поинтересовались у специалистов, входящих в состав Экспертного совета конкурса, как они оценивают итоги прошлого года для фармацевтического рынка России? С какими вызовами им пришлось столкнуться и что ждет отрасль сегодня?
По словам Дениса Патрашева, генерального директора компании «Галдерма» по России и СНГ, являющейся официальным спонсором конкурса «Платиновая унция», 2014 год оказался непростым для фармацевтической отрасли.
– На сегодняшний день еще нет аналитики по рынку в целом, но, безусловно, мы увидим, что прогнозы экспертов, опубликованные в начале прошлого года, окажутся слишком оптимистичными, – сказал Денис Вячеславович. – Хотя радует тот факт, что, несмотря на замедление роста рынка «в деньгах», он сохраняет свой рост «в упаковках». Обострилась борьба за потребителя, на фоне которой компании, предлагающие по-настоящему эффективные препараты, активно работающие со всеми сегментами рынка – дистрибьюторами, аптеками и потребителями – получили возможность доказать свое превосходство над остальными игроками. Компания «Галдерма» работает в «ритейловом» сегменте рынка, поэтому в меньшей степени ощущает кризис в государственном и госпитальном сегментах. Мы продолжаем уверенный рост (более 30% по отношению к 2013 году) и будем делать все, чтобы он сохранился и в 2015 году.
Денис Патрашев напомнил, что в китайском языке нет иероглифа, обозначающего слово «кризис». «Это слово состоит из двух иероглифов, первый из которых – «опасность», а второй – «возможность», – пояснил он. – Наступивший год, безусловно, таит в себе определенные опасности – это и ускорение инфляции, снижение покупательной способности населения, проблемы финансирования, снижение доступности заемных средств. «Шапкозакидательского» настроения быть не должно и нужно четко мониторировать все происходящее. Но я бы больший упор сделал именно на второй иероглиф – «возможность». Компании, которые не побоятся продолжить активную работу и должный уровень инвестиций, имеют шанс добиться многого. Это не первый кризис для нас, и прошедшие 1998 и 2009 годы подтвердили правильность этой стратегии».
Такого же мнения придерживается и Илья Винер, глава представительства компании «Босналек» в России.
– Мы переживаем не первый кризис, – говорит он. – Многие прекрасно помнят ситуацию на рынке в 1998 году, казавшуюся тогда катастрофической, учитывая дефолт по гособязательствам, колоссальное падение курса рубля, паралич поставок из-за прекратившихся на несколько месяцев платежей от дистрибьюторов и ощущения полной неопределенности. Еще свежи воспоминания о кризисе 2008 года. Несомненно, он был мягче, но, тем не менее, многие участники фармрынка столкнулись с проблемой задержки оплат и неплатежей, снизилось потребление, рынок в целом «просел» в 2009 году приблизительно на 15% в долларовом эквиваленте, хотя и показал рост в рублях. Затем ситуация вновь стабилизировалась, и рынок стал расти привычными нам темпами, компенсируя потери кризисного периода. Думаю, что и сейчас сверхдраматичного сценария не будет. Нас ждет уменьшение объема рынка в валютном эквиваленте, причины этого очевидны: негативная динамика курса рубля и определенное снижение потребления лекарственных средств и парафармацевтической продукции в силу падения доходов населения и покупательной способности. Основные проблемы, с которыми столкнутся участники рынка, – это снижение потребления, уменьшение емкости рынка, замораживание инвестиций, возрастание просрочек платежей, возможные банкротства. Производители, в первую очередь иностранные, могут понести убытки, связанные с курсовыми колебаниями валют. Дистрибьюторы испытают усиление долговой нагрузки и снижение темпов продаж и прибыли. Розничная торговля столкнется с падением оборота и рентабельности.
«Но ничего фатального в этом нет, – уверен Илья Семенович». – За последние десятилетия рынок научился приспосабливаться к реалиям, были апробированы временем различные меры борьбы с негативными тенденциями и их последствиями. Как говорят китайцы, кризис – это возможности. Возможности для производителей – получить долю рынка, закрепиться в своей нише за счет разумной маркетинговой и ценовой политики. Всем придется экономить, и этот тренд на оптимизацию затрат позволит в перспективе, когда ситуация стабилизируется и рынок начнет расти, увеличить доходность бизнеса».
Довольно оптимистично воспринимает ситуацию на фармацевтическом рынке и Ирина Бураченко, руководитель коммерческого отдела компании «Астеллас Фарма».
– Итоги года мы оцениваем положительно, особенно учитывая, что в первой половине года курс был достаточно стабилен и рынок развивался нормально. Показатели конца года, конечно, нарушили картину, но в целом рост сохранился. И вообще, рост рынка порядка 10% в национальной валюте это хороший показатель, далеко не все страны достигают его. Что касается нашей компании, мы показываем стабильный рост в упаковках, превышающий рост рынка, и это радует. В отличие от продаж в евро, в которых составлен наш бюджет как одного из европейских подразделений компании.
В целом мнения экспертов говорят о том, что ситуация в фармацевтической отрасли не катастрофическая, все участники фармрынка надеются успешно справиться с возникшими проблемами и минимизировать негативные последствия экономической обстановки в стране. Конкурс «Платиновая унция», который завершится в апреле 2015 года, даст возможность еще раз обсудить актуальные темы, касающиеся текущего состояния фармацевтической отрасли, наметить новые пути и перспективы ее развития. И, конечно, наградить лучших специалистов: дистрибьюторов, российских и зарубежных производителей лекарств, лучшие аптечные сети и самые заметные бренды. О том, кто вошел в число претендентов на победу в основных номинациях конкурса, читайте в следующем номере «ФВ».
Юлия Пескова
Здравоохранение
Снова герпес: почему он возвращается, и как с ним бороться
Зачем лечить рецидив герпеса?
Здоровье
5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати