Касса за углом: поликлиники и больницы задумали передать в аренду частному бизнесу
В ближайшее время государственные поликлиники и больницы могут передать в долгосрочную аренду частным компаниям. В правительство РФ поступил проект программы по привлечению бизнеса к управлению принадлежащими государству объектами социальной инфраструктуры, в том числе и медучреждениями. Авторы документа – Минэкономразвития и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).
Поддержка бизнеса
Как объяснили МедНовостям в пресс-службе Минэкономразвития, проект документа под названием «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» был подготовлен по поручению правительства РФ. Его цель: «повысить эффективность использования общественных ресурсов, увеличить внебюджетные инвестиции и способствовать внедрению инновационных технологий». А достичь этой цели, по мнению разработчиков, поможет участие в оказании социальных услуг негосударственных организаций.
Реализация программы будет проходить поэтапно, рассказали в ведомстве. Условия и способы привлечения бизнеса к управлению госучреждениями предстоит разработать до июня 2015 года. К сентябрю планируется определить пилотные проекты (госучреждения, которые будут передаваться в частные руки). И до ноября 2015 года должны быть определены условия конкурсов и утверждены планы-графики реализации программы.
Как уточняет источник в АСИ, на который ссылается газета «Известия», передача государственных медучреждений в долгосрочную аренду бизнесу предлагает, что они продолжат оказывать услуги по ОМС, но в то же время получат право обслуживать пациентов и за деньги. Также в договоре могут быть прописаны обязанности частной компании по ремонту помещений, обслуживанию и обновлению оборудования. По словам разработчиков, проект предполагает взаимовыгодные условия сотрудничества.
Подробности такого сотрудничества пока не известны. Конкретные условия о том, как будет работать «пилотное» учреждение (соотношение платных и бесплатных больных, сколько денег частник должен будет вложить в «модернизацию», будет ли ему позволено перепрофилировать клинику и сокращать персонал) должны появиться к июню 2015 года. Однако, как заверяют разработчики проекта, в случае его реализации доступность социальных услуг для населения сохранится, как минимум, на том же уровне.
Впрочем, перспективы нового проекта далеко не очевидны. Как рассказал МедНовостям председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, инициатива не сможет пройти мимо Госдумы, где ее не поддерживают. «Мы будем выступать категорически против, - заверил Калашников. – Я не понимаю, о какой эффективности использования медучреждения при передаче частнику говорят разработчики. У частника эффективность – это только получение прибыли, и ничего иного. В итоге, на месте обслуживавшей район государственной больницы появится коммерческая структура, которая никого кроме состоятельных людей обслуживать не будет. А поскольку состоятельных людей с каждым днем становится все меньше и меньше, то, я думаю, что они вообще никого не будут обслуживать».
Оперативный комментарий Минздрава по этому вопросу МедНовостям получить не удалось.
Противники инициативы считают, что ее пролоббировали сторонники коммерциализации отрасли. По мнению главы Лиги защитников пациентов Александра Саверского, отказ от управления государственными медучреждениями – ни что иное, как сворачивание бесплатной медицины и дополнительная возможность заработка для частного бизнеса. Поэтому не стоит верить в обещания чиновников, отдающих в частные руки государственную собственность: вложившись в ремонт и модернизацию, бизнес не будет делать ставку на работу по ОМС.
Сторонники государственно-частного партнерства в медицине, в свою очередь, отмечают, что это путь, по которому идет весь мир. По словам председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмилы Стебенковой, главная идея такого подхода заключается в том, что государство платит только за услугу и не несет бремени по содержанию зданий и помещений больниц. Во многих странах вообще нет государственного здравоохранения, отмечает Стебенкова. В частности, во Франции, «чья система здравоохранения признана одной из лучших в мире», власти заключают договоры с частными клиниками и платят им за предоставляемые услуги.
Не первый раз
Законодательная база для привлечения частного капитала в социальную сферу появилась в России довольно давно – с момента принятия в 2005 году федерального закона № 115 «О концессионных соглашениях» (форме государственно-частного партнерства, которая позволяет передавать права пользования госимуществом коммерческим структурам при условии, что они поддерживают состояние этого имущества, не используя бюджетные средства).
О том, что государство не может и не должно лечить граждан самостоятельно, говорил еще экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов, предлагавший сдавать в концессию «пустующие мощности лечебно-профилактических учреждений». Однако с момента принятия закона «О концессионных соглашениях» в стране было лишь несколько подобных случаев. В частности, был передан в концессию один из роддомов в Новосибирске и центр планирования семьи в Казани.
В Москве первое концессионное соглашение в социальной сфере было заключено в мае 2013 года, когда Европейскому медицинскому центру (ЕMС) были переданы в концессию сроком на 49 лет пять корпусов ГКБ № 63 на улице Дурова. Сейчас больница не работает. Проводится экспертиза корпусов и разработка проекта нового лечебного комплекса. Как рассказали Медновостям в ЕМС, компания получила только площади 63-й больницы, все оборудование было вывезено в другие московские клиники. По условиям соглашения, на реконструкцию больницы должно быть направлено порядка 2,88 миллиарда рублей, а на ее техническое оснащение – 1,49 миллиарда рублей. В результате этих вложений, как обещают в ЕМС, к 2017 году на базе обновленной 63-й больницы появится и начнет принимать пациентов высокотехнологичный медицинский кластер мирового уровня. При этом ЕМС будет обязан предоставить четко описанный набор услуг, 40% из которых будут оказываться по ОМС, остальные – по действующим расценкам компании.
Московские власти рассчитывали на частные инвестиции и в другие объекты городского здравоохранения, но особого интереса к таким условиям, на которые согласился ЕМС, больше никто не проявил.
На каких условиях будут передаваться частникам «пилотные» учреждения в рамках нового проекта, пока не определено. Но, по мнению экспертов, эти условия вряд ли будут столь же жесткими, как для ЕМС. Поскольку речь идет уже не о модернизации, а банальном содержании бюджетных клиник.
И такая схема, кстати, не вызвала особого энтузиазма у правительства Москвы. «Скажу откровенно, ничего подобного мы даже не рассматривали… В Москве мы не привлекаем пока бизнес к управлению государственными медицинскими учреждениями и в ближайшее время точно не планируем», – сообщил заместитель мэра по социальным вопросам Леонида Печатникова. Он также добавил, что «пока не видел ни одного проекта, ни одного письма» на тему привлечения бизнеса к управлению госучреждениями.
«Система здравоохранения переживает не лучшие времена, и государство пытается сократить затраты на социальную сферу, - считает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейновов. - Отсюда и попытки «оптимизации» здравоохранения, хотя все мы понимаем, что оптимизация и сокращение это разные вещи. Как бы то ни было, сейчас реальные финансовые сложности испытывают все медучреждения, в том числе федеральные центры. Эти центры получают госфинансирование в виде квот на ВМП (высокотехнологичную медицинскую помощь), размер которых одинаков для всех. При этом регионы направляют сюда самых тяжелых больных, лечение которых требует наибольших затрат. И в итоге федеральные центры, перед которыми ранее никогда не стояла задача «выживания», вынуждены развивать коммерческие услуги».
Впрочем, даже если федеральные центры и «потеряли рентабельность», это вовсе не значит, что передача их в частные руки спасет положение. Скорее наоборот. «Пока мы не видим реальных расчетов, для чего надо передавать госклиники в частные руки, - говорит Мелик-Гусейнов. – Скорее всего, у инициаторов проекта вызывают недовольство большие потребности федеральных центров, и они не стали дожидаться, когда Минздрав поднимет вопрос увеличения их финансирования. А решили взять быка за рога».
По словам Мелик-Гусейнова, в перспективе вопросы государственно-частного партнерства обсуждаться, конечно, могут. Но власти выбрали для этого не самый подходящий момент. «Я считаю, что пока не время этим заниматься, - говорит эксперт. - Во-первых, велико социальное напряжение в обществе, и подобные инициативы вызовут лишь очередную волну недовольства. А, во-вторых, наступает тяжелое для экономики время, когда все дорожает и потребительская способность платить за что-либо, в том числе, за лечение, серьезно снижается».