«Минздрав сравнивает тайгу с Москвой»

В Минздраве разработали требования к размещению государственных медучреждений, исходя «из потребностей населения». Шаговая доступность до поликлиники и транспортная до больницы должна составлять не больше часа, время доезда «Скорой помощи» – не больше 20 минут. Эксперты приветствуют появление требований, но считают, что для Москвы и таежной деревни они должны быть разными.
«Минздрав сравнивает тайгу с Москвой»
Фото: VILevi/Shutterstock.com /

В Минздраве разработали требования к размещению государственных медучреждений, исходя «из потребностей населения». Шаговая доступность до поликлиники и транспортная до больницы должна составлять не больше часа, время доезда «Скорой помощи» – не превышать 20 минут. Каждый регион может позволить себе по одному кардиологическому диспансеру и реабилитационному центру.На 1 млн детей полагается одна детская инфекционная больница. Эксперты приветствуют появление требований к доступности медпомощи, но считают, что для Москвы и таежной деревни они должны быть разными. 

Транспортно-шаговая доступность

Проект приказа Минздрава «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения» выставлен на общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Фото: Photographee.eu/Shutterstock.com

Требования для медорганизаций, оказывающих экстренную и неотложную помощь, устанавливаются с учетом транспортной доступности. Для учреждений первичного звена – с учетом шаговой доступности. Так, транспортная доступность до больницы, оказывающей экстренную медпомощь не должна превышать 60 минут. Максимальное время в пути за неотложной помощью от самого отдаленного населенного пункта обслуживаемой территории – не более двух часов.

Читайте еще:

В Минздраве признали неудачными начатые два года назад «эксперименты» со «Скорой помощью». На общественное обсуждение вынесен проект изменений в «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». В бригады возвращают медсестер и упраздняют должность фельдшера-водителя. При этом, в ведомстве по-прежнему считают лишними узкопрофильные бригады, «избыточное» лекарственное оснащение и оборудование автомобилей.

Дорога пешком до поликлиники или амбулатории в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек должна занимать не более часа. Правда, возраст и состояние здоровья среднестатистического пациента такой поликлиники в проекте не уточняется.

Размещение станций скорой помощи должно быть таким, чтобы время доезда бригады до самого отдаленного из обслуживаемых населенных пунктов не превышало 20 минут  с момента ее вызова. При этом, доставленного «Скорой»  пациента должны будут принять в ближайшем медучреждении, в том числе, относящемся к соседнему субъекту РФ.

Кому что положено

Кроме того, в документе содержится основной перечень российских медучреждений и их потребность с учетом численности населения. Согласно этому перечню, медорганизации первого уровня оказывают местному населению первичную, паллиативную и скорую медпомощь (за исключением высокотехнологичной). Организации второго уровня – это межрайонные межмуниципальные медучреждения, оказывающие преимущественно специализированную медпомощь (за исключением высокотехнологичной), а также диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и др.).
Организации третьего уровня имеют в своей структуре высокотехнологичные подразделения.

Фото: e-rubtsovsk.ru

При «упорядочении» сложившейся сети или создании новых учреждений, местные власти должны исходить из рекомендуемой численности обслуживаемого населения. В частности, одна станция скорой помощи полагается на 12 тыс. жителей,  амбулатория или отделение общей врачебной практики – на 2-10 тыс. жителей. Населенный пункт, в котором проживает от 20 тыс. до 50 тыс.  человек должен иметь три полноценные поликлиники (взрослую, детскую и стоматологическую). На консультативно-диагностическую поликлинику (в том числе, детскую) с дневным стационаром  могут рассчитывать жители города с населением от 500 тыс. человек.

Психоневрологический, наркологический кожно-венерологический и противотуберкулезный диспансеры и больницы положены при численности населения в 50-100 тыс. человек. Офтальмологические диспансер и больница должны обслуживать территорию, на которой проживает 200 тыс. человек. Онкологические – от 250 тыс. до ‎500 тыс. человек. То же самое касается хосписов для паллиативных больных.  Эндокринологический и кардиологический диспансер, а также больницу медреабилитации может себе позволить лишь целый регион.

Поселок с населением 5-20 тыс. человек должен иметь участковую больницу. Городские, районные и центральные районные детские и взрослые больницы (либо медсанчасти), оказывающие, в том числе, и высокотехнологичную помощь, обслуживают территории с населением  от 20 тыс. до ‎50 тыс. человек.   Населению от 250 тыс. до ‎500 тыс. человек полагается больница скорой помощи. С проблемами инфекционных заболеваний у взрослых должна справляться единственная на регион инфекционная больница для взрослых. Детские инфекционные больницы строятся из расчета: одна на 1 млн детей.

Сегодняшняя ситуация

Впрочем, даже о таких скромных возможностях многие российские регионы могут только мечтать. А за два года «оптимизации» число медучреждений в стране, по данным председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Гузель Улумбековой, и вовсе сократилось на 1300 (15% общего числа).  

Особенно острой является проблема доступности медпомощи для наших сограждан, которые проживают в отдаленных районах и сельской местности. Так, по словам Улумбековой, в России 34% населенных пунктов с численностью населения свыше 100 человек не имеют медицинской инфраструктуры, а с численностью менее 100 человек – 82%. Причем на селе у нас, по данным Росстата, проживает 38 млн человек, или 26% населения страны.

Согласно отчету Счетной палаты, не имеют подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сегодня 17,5 тыс. населенных пунктов с населением численностью менее 1,5 тысяч жителей. Более 11,5 тыс. населенных пунктов расположены на расстоянии более 20 км от ближайшего медучреждения, а в 20 субъектах РФ отсутствуют мобильные врачебные бригады, оказывающие медпомощь сельским жителям. При этом только за 2014 год в рамках оптимизации было сокращено 659 фельдшерско-акушерских пункта.

Читайте еще:

В Магаданской области КАМАЗы станут каретами «скорой помощи», которые станут использовать в отдаленных и труднодоступных районах, в частности, в поселке Талая.

По данным общественного доклада Общероссийского народного фронта, подготовленного к сентябрьскому форуму организации, на фоне роста численности населения число посещений к врачам по данным Федерального статистического наблюдения в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилось на 7,7 млн. посещений, в том числе посещений к врачам сельских жителей – на 2,7 млн. посещений.

Одновременно произошло увеличение почти на 22% числа отказов в вызове скорой помощи. «Если в 2011 году доля не получивших медицинскую помощь от числа обратившихся за ней составила 2,3%, то в 2014 году она зафиксирована на уровне 3,3%; более чем в 2 раза увеличилось время ожидания госпитализации: с 4,6 дня в 2011 году до 9,8 дня в 2014 году», – говорится в докладе.

Что касается паллиативной помощи, то она в России находится на крайне низком уровне. Представители Минздрава приводят цифры, согласно которым в этом году обеспеченность паллиативными койками составила лишь 1,7 на 100 тыс. взрослого населения и 1,4  на 100 тыс. детей. 

«По данным Росздравнадзора, сегодня в России лицензию на оказание паллиативной медицинской помощи имеют 926 медицинских организаций (пятая часть из которых – коммерческие), что составляет 0,8% от общего числа, – рассказал директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг «Здоровье» Эдуард Гаврилов. – В 17 регионах на сегодняшний день вообще нет ни одного хосписа, ни одной паллиативной койки. Кроме того, в хосписы сегодня принимают только пациентов с онкологическими заболеваниями, тогда как по закону право на бесплатную паллиативную помощь имеют и другие группы пациентов».

«Минздрав опять подошел к проблеме не с той стороны»

По словам главы Лиги защитников пациентов Александра Саверского,  «Минздрав опять подошел к проблеме не с той стороны». «Для того, чтобы грамотно распределить мощности здравоохранения нужно научное исследование, которое не проводилось уже лет сорок, – объясняет эксперт. – Потребность зависит не только от численности населения, но и от распределения контингента, проживающего на определенной территории. Обычно такие исследования проводились одновременно с переписью населения. То есть, орган здравоохранения на основе переписи уточнял распределение мощностей по контингенту. Сейчас же Минздрав сравнивает тайгу с Москвой».

Александр Саверский. Фото: miloserdie.ru

По мнению экспертов, нельзя делать никакие расчеты без учета особенностей территориально-экономического развития региона. «Существует миф, что в России в расчете на 1 тыс. населения число врачей и коек избыточно, потому что их больше, чем в странах ЕС, – отмечает Улумбекова. – На самом деле, число врачей в России – на уровне этих стран, а число коек – не намного больше. Более того, для нашей страны надо делать поправку на большие потоки больных и большие расстояния между населенными пунктами, соответственно, необходимо и большее число врачей и коек. С учетом таких поправок обеспеченность врачами в РФ сегодня как минимум на 20-30% ниже, а койками – на 25% ниже, чем необходимо».

Тем не менее, как считает Саверский, то, что сейчас предлагает Минздрав – «в хорошем смысле» советский подход. «И это правильно, – считает эксперт. – Сегодня все нормальные международные системы здравоохранения, которые постепенно уходят от страховых и рыночных принципов, приходят к принципу распределения». С другой стороны,  отмечает Саверский, этот принцип противоречит рыночным механизмам, «которые последние 25 лет исповедует наше государственное здравоохранение».

«Хотя, понятно, что конкурировать в тайге и степи не с кем, и рынок туда не придет, недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь напомнила, что в этом году проведет проверку ФОМС на предмет того,  почему частников не допускают в госсектор, – говорит эксперт. – На первый взгляд кажется, что это взаимоисключающие тренды: Минздрав создает давно ожидаемые требования к доступности государственных и муниципальных ЛПУ, а ФАС в то же время требует все большего участия частников в системе. Но дьявол кроется в деталях и, как оказывается, никаких противоречий нет. Представьте себе, что шаговая доступность по Минздраву – это (всего-то) 60 минут в 30-градусный мороз или жару. Вот тут-то и открывается поле для частников: сейчас в Москве оставят десять ЛПУ – для шаговой доступности в каждом округе в 60 минут, а дальше (нормы-то выполнены) все в частную собственность».

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию