Новые тенденции на туристическом рынке России
В последние годы России все большую популярность приобретает оздоровительный туризм – к такому мнению пришли специалисты одного из лидеров на рынке внутреннего туризма – компании «Астравел» и ведущего центра естественного оздоровления на Черноморском побережье – НатураМед санатория «Южное взморье». Анализ продаж туристических пакетов за последние несколько лет, проведенный специалистами компаний, показал, что ежегодно количество россиян, желающих совместить отдых с оздоровлением организма растет в среднем на 20 %.
По словам Президента Группы компаний «Астравел» Валерия Лощица, «В условиях перенасыщенности туристического рынка предложениями на массовых направлениях пляжного отдыха, именно оздоровительный туризм становится уникальным и востребованным предложением, рассчитанным на взыскательный вкус туристов, предпочитающих качественный индивидуальный сервис. По итогам 2006 года рост продаж Компании «Астравел» в секторе оздоровительного туризма составил около 30%.
Эксперты компании «Астравел» связывают повышение внимания туристов к оздоровительному направлению с резким ухудшением состояния здоровья населения, неблагоприятными последствиями урбанизации, в том числе нервно-эмоциональными перегрузками, избыточным нерациональным питанием, гиподинамией. В докладе Отдела народонаселения Организации Объединенных Наций, опубликованном 13 марта 2007 года, утверждается, что к 2050 году население России сократится на 32 млн. до 108 млн. человек. В частности, согласно данным Росстата, по итогам 2006 года численность постоянного населения России сократилась на 500 тыс. человек – до 142,2 млн. человек. В прошлом году в России родилось 1,476 млн. детей, умерло 2,165 млн. человек.
Развитие санаторно-курортной отрасли, с одной стороны обусловлено этими негативными тенденциями, а, с другой – оздоровительный туризм способен снизить влияние вредных факторов, стать одним из направлений, способных повлиять на демографическую ситуацию в России.
Председатель Совета директоров санатория «Южное взморье» Ольга Долгова считает, что «острый кризис внутреннего туризма и санаторно-курортного направления середины 90-ых годов сделал курортное лечение дорогим удовольствием, доступным лишь единицам. Люди были вынуждены выезжать на лечение за границу, тратить огромные деньги, при том, что у нас в стране существуют уникальные климатические зоны. Однако последние три года внимание российских туристов к оздоровительным поездкам на Черноморское побережье значительно возросло. Мы это видим на примере санатория «Южное взморье»: в 2006 году у нас отдохнуло 17,5 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем в 2005 году. По итогам 2006 года заполняемость санатория составила 90%, причем в низкий период эта цифра достигла 40%, это наилучший показатель за весь постсоветский период работы санатория».
Тенденции развития туристического рынка заставляют компании предлагать принципиально новые услуги. В мае 2006 года на базе санатория «Южное взморье» был открыт Центр естественного оздоровления «НатураМед». В основу лечебной практики НатураМед лег метод Эндоэкологической реабилитации разработанный известным ученым, профессором Ю.М.Левиным. В туристическом сезоне 2007 года Центр естественного оздоровления «НатураМед» подготовил девять оздоровительных программ продолжительностью до 21 дня. Все программы учитывают специфические медицинские показания, а также индивидуальные предпочтения и пожелания клиентов.
По словам О.Долговой, «Центр НатураМед санатория «Южное взморье» за первый год своей работы стал настоящей жемчужиной побережья. Этого удалось добиться не только высоким профессионализмом медицинских специалистов, но общим уровнем комфорта в санатории, удовлетворяющим самым высоким требованиям взыскательных туристов. Ориентируясь на людей, которые имеют опыт лечения на зарубежных курортах, мы провели серьезную реконструкцию номерного фонда, полностью пересмотрели систему питания, а также заново отстроили работу персонала».
В 2006/07 годах Центру НатураМед удалось заключить договора с туроператорами, специализирующимися на внутреннем туризме. Особо стоит отметить наше эксклюзивное сотрудничество с одной из ведущих компаний в этом направлении - «Астравел».
В.Лощиц заявил, что «опыт работы «Астравел» с Центром НатураМед санатория «Южное взморье» говорит о необходимости активно развивать курортное направление, причем не только в летний период, но и в «низкий сезон. Мы планируем продолжать наше сотрудничество с НатураМед, поскольку видим не только сиюминутный результат, но и серьезную перспективу».