ОФИЦИАЛЬНО: Заявление по поводу отставки Юргеля Н.В.
Заявление Председателя Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, Президента «Лиги пациентов» А.В. Саверского по поводу отставки Руководителя Росздравнадзора Н.В. Юргеля.
Критичные заключения к проекту "Об обращении лекарственных средств" экспертов, общественных организаций, включая "Лигу пациентов", Всероссийский союз пациентов, Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре были направлены, как в Росздравнадзор, так и в Минздравсоцразвития, начиная с ноября 2009 года Однако в министерстве для нас двери закрыты уже давно, и мы даже не смогли заставить разработчиков проекта вернуть в упаковку лекарств инструкцию по его применению, о чем проект просто «забыл», и это лишь одна показательная мелочь, не говоря о том, что в проекте нет пациента, зато есть лекарства для животных. В то же время в Росздравнадзоре диалог с общественностью велся постоянно, и накануне отставки Н.В. Юргеля, в пятницу с 14 до 17 часов в Росздравнадзоре проходило рабочее совещание руководства службы с общественными организациями, которое уже стало традиционным. В частности, Николай Викторович просил общества пациентов дать предложения в проект решения итоговой коллегии Росздравнадзора, которая назначена на конец февраля, а также подготовить туда выступления. Были сделаны системные доклады руководителей Росздравнадзора, общественных организаций, обсуждались проблемы статуса общественных экспертов, их аккредитация, регистрация и закупка биоаналогов, типа «Коагила-VII», которые стали причиной открытого обращения Всероссийского союза пациентов в Минздравсоцразвития, другие вопросы. Все это подчеркивает, что контакт в службе с общественностью ведется плотно и постоянно.
Потому и странной выглядит отставка руководителя Росздравнадзора при попытке донести до государства и общества консолидированную позицию экспертов и общественности по наиболее важному вопросу - формирование нового законодательства. Заявление же руководства Росздравнадзора о том, что он намерен дать свои поправки в проект закона и вовсе выглядит так, что Минздравсоцразвития не согласовал проект с ведущим органом в сфере обращения лекарственных средств или его замечания не были учтены при внесении в Госдуму, и это само по себе вызывает вопросы к качеству и процедуре формирования законопроекта.
Позиция Правительства в этой ситуации не может не пугать. Теперь общество, государственные служащие должны думать, что любое выражение собственного мнения будет приводить к репрессиям? С каких пор государство и отдельные персоны у нас снова стали безгрешны и вне критики? Кому всегда мешала конструктивная критика и кто боялся общественного мнения? Ответ известен, но ведь он не характерен для В.В. Путина - вот, что странно. Или политика и взгляды на жизнь и демократию руководства страны резко изменились?
Все это в большой степени напоминает отставку первого руководителя Росздравнадзора Р.У. Хабриева три года назад, который был уволен через день после участия в пресс-конференции с обществами пациентов по поводу крушения программы ДЛО, на которой он позволил себе критичные высказывания в отношении руководства ФФОМС. Напоминает… и подчеркивает необходимость вывода надзорного органа из подчинения Минздравсоцразвития. Возможно, что именно Росздравнадзор должен превратиться в здравоохранную прокуратуру, но не должен подчиняться ведомству, деятельность которого он должен контролировать. Здесь конфликты будут и должны быть вечными.
Формулировка, с которой уволен глава Росздравнадзора вызывает удивление еще и потому, что, признавая неких лиц экспертами, их тут же пресс-служба Правительства РФ объявила не ознакомившимися в деталях с проектом (что противоречит понятию "эксперт") или занимающимися открытым лоббированием, но что еще более удивительно обвиняют в этой же некомпетентности и лоббировании и самого Н.В. Юргеля. Ну, в некомпетентности или непрочтении проекта закона руководителя Росздравнадзора обвинить сложно – он по определению является экспертом наивысшего уровня, обладая уникальной информацией об обращении лекарственных средств. То, что он слушает других экспертов, кроме себя, - так это наоборот, вроде как, хорошо. А в лоббировании можно обвинить любого не согласного с чем-нибудь. Например, заключение «Лиги пациентов» по проекту начинается с того, что законопроект «не видит» пациента. Тогда я занимаюсь лоббированием интересов пациентов … и уже десять лет… Это истинная правда, и что?
Заключение «Лиги пациентов» по проекту закона поддержали:
· десять обществ пациентов, включая пять общероссийских, КОНФОП, ОПОРА России, Союз профессиональных фармацевтических организаций, Общество специалистов доказательной медицины;
· несколько член-корреспондентов РАМН, профессора, независимые эксперты, юристы;
· Председатель Формулярного комитета РАМН А.И. Воробьев направил обращение респондентам комитета, в частности, с просьбой поддержать заключение Лиги. С понедельника на сайте Межрегиональной общественной организации «Общество фармакоэкономических исследований» в поддержку обращения А.И. Воробьева и заключения Лиги уже проголосовало больше 100 человек, среди которых врачи, главные специалисты регионов, граждане других специальностей.
Сюда следует добавить критичные выступления на площадках РСПП и «Единой России» ассоциаций фармпроизводителей, Ростехнологии, ФАС России.
Наверно, все мы не умеем читать и занимаемся лоббированием чьих-то интересов… Надеюсь, что разработчики и «двигатели» законопроекта не страдают этими недостатками.
Но вот что странно: почему чиновник высочайшего уровня поставил свою карьеру в зависимость от непринятия проекта? Почему он пожертвовал этой карьерой? В проекте закона Росздравнадзору отводилось значительное количество полномочий, и неверно думать, что их отсутствие стало причиной несогласия Н.В. Юргеля. Функции регистратора у службы сохранялись, и появлялись, хотя и слабые, новеллы о мониторинге фармрынка. Передача функций экспертизы другому учреждению не сильно изменяла ситуацию, хотя и затрудняла. Н.В. Юргель считал, что законопроект отбрасывает нас на несколько лет назад, - видимо, у него имелись для этого основания, не меньшие, чем у других критиков.
Увольнение Н.В. Юргеля окончательно ставит «крест» на возможности выполнить к 1 апреля программу по регистрации цен на лекарства из перечня ЖНВЛС. По сведениям на 05.02.2010. на регистрацию цен подали 47 фирм из 498. Ни одна цена до сих пор не зарегистрирована. Речь идет о том, что около 5000 торговых марок из числа жизненно необходимых (в перечень ЖНВЛС, состоящий из 500 наименований, включены международные непатентованные, а не торговые наименования, которые и должны пройти регистрацию) могут не пройти процедуру регистрации, что означает, что они не вправе находиться на рынке. Даже если бы завтра (8 февраля 2010) все фирмы подали документы на все препараты, то получилось бы, что в день (осталось меньше 40 рабочих дней) нужно регистрировать 135 цен, что совершенно невозможно физически. К тому же это связано с процедурой перепроверки методики расчетов цен, что включает в себя работу и еще одной службы – ФСТ. Методика же столь сложна, что первоначальные ошибки в расчетах неизбежны. Поневоле вспомнишь народную мудрость: "Лошадей на переправе не меняют!"