Онлайн-игры. Когда увлечение становится зависимостью?
Многие считают онлайн-игры безобидным развлечением, однако, как утверждает новый обзор исследований этого вопроса, существуют определенные критерии его перехода в патологию.
Концепция игровой зависимости получила признание еще в 2013 году, когда это расстройство включили в «Диагностический и статистический справочник по психическим расстройствам» (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В то же время, в нем отмечалось, что данная проблема требует дальнейшего изучения.
Новый обзор исследований стал определенной вехой в изучении данного вопроса. Работа была недавно опубликована в журнале Developmental Medicine & Child Neurology.
В ней рассматривается более 40 исследований, проведенных во всем мире в период с 1991 по 2016 год. Авторы приходят к выводу, что, расстройство, вызываемое онлайн-играми, как и все прочие виды зависимости, это достаточно сложное явление, которое возникает, когда удовольствие постепенно ведет к утрате контроля, превращаясь в одержимость.
«Чрезмерное увлечение играми может привести к пренебрежению “нормальными” отношениями, учебой или исполнением служебных обязанностей и даже к пренебрежению основными физическими потребностями», - утверждает автор работы Фрэнк Паулюс (Frank Paulus), главный психолог отделения детской и подростковой психиатрии в больнице университета Саарланда (Saarland University Hospital) в немецком городе Хомбург.
Тем не менее, исследователи подчеркивают, что зависимость от интернет-игр является, скорее, исключением, чем правилом. Они отмечают, что «для большинства людей компьютерные игры - приятная и стимулирующая деятельность».
Авторы также отмечают, что способ определения данного расстройства широко варьируется у разных исследователей и в разных культурах, из-за чего трудно сделать общие выводы.
С другой стороны, «Диагностический справочник» утверждает, что «существенной особенностью» данного расстройства является «постоянное и повторяющееся участие в компьютерных играх, как правило, от 8 до 10 часов и более в день и не менее 30 часов в неделю». Как правило, это групповые игры с множеством удаленных игроков.
Такое определение, как утверждает команда доктора Паулюса, является «хорошей отправной точкой», однако его не достаточно.
В частности, они пришли к выводу, что такое определение недостаточно учитывает порочный круг общения, возникающий у людей, зависимых от онлайн-игр. Слаборазвитые социальные навыки и низкая самооценка могут привести к зависимости от игр, что затем еще больше подрывает социальные навыки и, таким образом, усиливает зависимость.
Авторы работы также предупреждают, что такое определение не учитывает весь спектр других проблем, связанных с психическим здоровьем, таких как депрессия, тревожность, изоляция и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что, вероятно, способствует возникновению данного расстройства.
Авторы также считают, что данное расстройство является вполне реальным явлением, которое может угрожать социальному будущему зависимого человека и его учебе, а также негативно воздействовать на общее психическое и физическое здоровье.
Однако доктор Аршья Вахабзаде (Arshya Vahabzadeh) из больницы общего типа Массачусетса (Massachusetts General Hospital) в Бостоне считает, что видеоигры и приложения на многих могут оказывать и положительное воздействие.
Тем не менее, она согласилась с тем, что «со временем, как и в случае привыкания к наркотикам, люди могут обнаружить, что этот «цифровой наркотик» вредит их работе и личной жизни, вызывает желание увеличить «дозу», а при отсутствии - симптомы абстиненции».
Марк Гриффитс (Mark Griffiths), эксперт в области поведенческой зависимости из британского университета Ноттингема Трента (Nottingham Trent University) утверждает, что многие родители беспокоятся по поводу негативного воздействия онлайн-игр. «Если вы спросите любого родителя об их детях и онлайн-играх, то увидите, что родители патологизируют игры даже в большей степени, чем ученые. Доктор Гриффитс считает, что большинство детей-геймеров не страдают от зависимости.
«Чрезмерное увлечение не обязательно означает нечто плохое. Очень малое количество людей пристрастились к играм в той же степени, как можно пристраститься к наркотикам или алкоголю», - утверждает доктор Гриффитс.
Он полагает что, дело не в количестве времени, которое ребенок проводит за онлайн-играми, а в содержании и контексте.
«Если это не влияет на учебу, а у ребенка есть широкий круг друзей, он занимается своими домашними делами и делает физические упражнения то, не важно, что он делает в свободное время - тогда это не оказывает на его жизнь негативного воздействия и, следовательно, это нельзя называть зависимостью, даже если родители считают данное увлечение чрезмерным», - говорит доктор Гриффитс.