«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»

Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.
«Отмена интернатуры – необходимость, а не прихоть чиновников»
Ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко. /

Как изменился стандарт медицинского образования, почему отменяется интернатура и что ее заменит, где и кем сможет работать молодой специалист сразу после окончания медвуза, в чем преимущества университетских клиник, и для чего вводится аккредитация врачей – об этом в интервью «МедНовостям» рассказал ректор Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

«Прежде всего – практическая подготовка»

– Петр Витальевич, зачем потребовалось менять стандарт медицинского образования? В чем особенности новых программ подготовки врачей?

Внедрение нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) с 2011 года было обусловлено требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и присоединением России к Болонскому процессу. Основными особенностями ФГОС-3 являются компетентностный подход, уровневая система подготовки (бакалавриат и магистратура), расширение академических свобод вузов и введение научно-исследовательской работы студента как обязательного образовательного компонента.

Особенность новых программ, прежде всего, это – практическая подготовка, то есть, уже упомянутый компетентностный подход. Он предусматривает обязательное обучение студентов определенным практическим навыкам на каждом этапе образования, начиная с первых курсов. Оптимально это было бы делать на базе вузовских клиник и клинических баз, реализуя исторические традиции обучения врача у постели больного. Однако очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами в полной мере. Поэтому во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах, тренажерах, симуляторах. Это стало неотъемлемой частью образовательных программ, и дает множественную повторяемость манипуляций, работу над ошибками, не требует дополнительных допусков к больному.

Читайте еще:

В медицинском технологическом симуляционном центре токийского университета Дзютэндо уже установлены специальные тренажеры для отработки техники проведения лапароскопии и эндоваскулярных операций, а также аппарат для обучения гистероскопии.

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова полностью обеспечен собственной клинической базой. С младших курсов в распоряжении наших студентов 22 разнопрофильные университетские клиники на 3000 коек, развитая система диагностической и лабораторной служб. В своих клиниках мы развиваем сеть интегрированных операционных, которые дают возможность обучающимся наблюдать работу наших ведущих хирургов в режиме реальной видеотрансляции.

Тем не менее, важным аспектом в университете делается развитие симуляционного образования. Мы создали у себя первую в России учебную виртуальную клинику Mentor Medicus, в которой воссоздана инфраструктура типовой больницы с реанимобилем, операционными залами, родильным боксом, палатой для выхаживания недоношенных детей и многим другим. Здесь мы проводим отработку навыков от сестринского ухода до работы в команде операционных бригад и бригад скорой помощи. Параллельно с этим нами создан симуляционный тренинг-центр врачебной практики Praxi Medica, который обеспечивает подготовку хирургов в режиме wet-lab с оборудованием самого высокого класса реалистичности: а в хирургии «ветлаб» – это связующее звено между теорией и практикой. Также не только для клинических, но и для учебных целей ну нас есть операционная, оснащенная уникальным для России хирургическим роботом da Vinci.

– Кто разрабатывает образовательные программы? Они едины для всей страны?

Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы. Учитывается и сторонний опыт, происходит и разработка собственного продукта.

К примеру, развивая виртуальное обучение в Первом Медицинском, мы наработали значительный технологический и методологический опыт: на определенных этапах для студентов младших курсов у нас внедряются программы обучения с участием старших студентов – так совершенствуется система контроля и аттестации обучающихся, производится доводка оборудования. Причем на каждом этапе обучения критерием служит не просто удачное освоение навыка, но его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества, так сказать, «летных часов». Лишь после этого студент может перейти на новый уровень обучения.

Очень важно отметить, что все учебные программы должны быть полностью состыкованы с профессиональными стандартами и стандартами медицинской помощи по базовым направлениям. Это связано с введением единых для всей страны подходов и гарантий качества оказания помощи.

Что заменит интернатуру?

– Почему отменяется интернатура? Где и кем сможет работать молодой специалист с дипломом медвуза, не прошедший первичной специализации?

Интернатуру с 2016 года упразднил федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». И это во многом больше необходимость, чем прихоть чиновников. Вследствие подобных изменений скорость подготовки врачей увеличится, и они быстрее смогут приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Убрав преддипломную стажировку, можно избавиться от постоянной нехватки врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С 2016 года выпускники медицинских вузов получат право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая как терапевтов, так и педиатров ОВП, амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах.

Важнейшие практические навыки для занятия должностей в первичном звене здравоохранения молодые доктора получат, успешно освоив вузовскую программу. В дальнейшем перед ними будет ставиться задача тщательного изучения профессиональных дисциплин и непосредственная практика в клиниках. Конечно, начинающие медики все осмотры будут проводить под контролем старших коллег и преподавателей.

Другой вариант профессиональной траектории постдипломного врачебного образования – поступление в ординатуру. Обучение в ней будет длиться от двух лет для терапевтов до 3-5 лет для хирургов, нейрохирургов, трансплантологов, пластических хирургов.

– Чем создающиеся сейчас университетские клиники отличаются от существовавших до сих пор клинических баз вузовских кафедр в ЛПУ?

Студенты получали, получают и будут получать необходимые практические навыки как в клиниках вузов, так и на базах медицинских организаций любого уровня, в том числе и поликлиник. К примеру, при наличии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова собственного многопрофильного Клинического центра почти 90 наших кафедр работают на базе 147 московских учреждений здравоохранения.

Следует отметить, что еще весной этого года наш университет совместно с Правительством Москвы приступил к реализации проекта по созданию в столице системы университетских клиник. Основные его цели – повышение  уровня и качества медицинской помощи населению, создание качественно новых условий для объединения последних научных достижений и технологий с клинической практикой городских больниц и с учебным процессом российских медицинских вузов, разрешение ряда спорных юридических коллизий в медицинском образовании последнего периода.

Читайте еще:

В течение первой половины этого года в Москве планируется открыть 13 новых университетских клиник. Об этом, как сообщает агентство «Москва», заявил ректор Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) имени Сеченова Петр Глыбочко.

Университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. Это регулярные научные исследования и медицинские конференции. Ведь в университетских клиниках кроме стационарных и учебных подразделений действуют научно-исследовательские институты и центры. А это позволяет проводить не только многопрофильное лечение, но и опробовать новейшие наиболее перспективные методики, медикаменты, оборудование. В таких клиниках намного упрощается доступ студентов к пациентам, здесь появляются все возможности для выстраивания полноценного лечебно-образовательного процесса.

Принципиально данная модель предусматривает трудоустройство сотрудников кафедр на условиях внешнего совместительства в штат медицинских организаций и, соответственно, прием работников медицинских организаций в штат университета. При этом, всю полноту ответственности за качество оказания медицинской помощи несет директор университетской клиники – заведующий кафедрой или ее ведущий профессор. Сейчас нами уже создано около 25 университетских клиник на базе различных медицинских учреждений Москвы. В дальнейшем этот опыт мы планируем только расширять.

«Допуск к профессии»

– Еще одно следствие внедрения новых стандартов – необходимость получать с 2016 года в качестве «допуска к профессии» свидетельство об аккредитации специалиста.

Уже упомянутый 323-й ФЗ отменил сертификацию и ввел новое понятие – «аккредитация» специалистов, работающих в медицинских учреждениях. Эта обязательная процедура, и она призвана подтвердить готовность выпускника медицинского вуза к самостоятельной работе.

Читайте еще:

Стратегия развития здравоохранения, представленная Минздравом в декабре 2014 года, находится на стадии общественного обсуждения. Документ вводит обязательную аккредитацию медиков. Уже с 2016 года право на медицинскую деятельность получат только владельцы свидетельства об аккредитации специалиста. Заодно в Минздраве хотят решить и проблему дефицита кадров. Получив образование, молодой специалист должен будет отработать 3 года в поликлиниках.

В целом же новая система предусматривает, что первичная аккредитация (выпускники) с 2016 года остается за всеми 46 профильными вузами системы Минздрава РФ, а вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение пяти лет с постепенной заменой действующих сертификатов. При этом, головная роль в системе аккредитации отводится Федеральному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

В дальнейшем аккредитация медиков станет непрекращающейся формой медицинского образования с внедрением личного листа допуска к определенным видам врачебной помощи на базе клинических протоколов. После этого именно врач, а не лечебное учреждение, будет нести всю полноту персональной ответственности перед пациентом, как это происходит во всем мире.

Предвестники инсульта, которые появляются за 10 лет Гипотезы и открытия Предвестники инсульта, которые появляются за 10 лет
Эти изменения касаются когнитивного здоровья
Чем арбуз может быть полезен для здоровья? Как правильно Чем арбуз может быть полезен для здоровья?
Профилактика рака, здоровье сердца, укрепление потенции и другие эффекты любимого летнего лакомства