Corp

Перспективы производства гигиенических изделий в России

Рынок гигиенических нетканых изделий – один из быстрорастущих. Возможности импортозамещения огромны. В настоящее время подавляющий объем такой продукции поставляется из-за рубежа. Актуально как производство нетканых материалов, так и предметов гигиены из нетканых материалов
6 минут

Нетканые изделия для гигиены – это женские и детские гигиенические изделия, гигиенические изделия для больных, страдающих недержанием.

  • Женские гигиенические пакеты
  • Женские гигиенические тампоны
  • Подгузники
  • Впитывающие простыни и подгузники для взрослых

В настоящее время российский рынок гигиенических нетканых изделий характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью. Привлекательность рынка обуславливают большие объемы рынка, высокие темпы роста и значительный потенциал развития рынка, широкие возможности замещения импортных поставок, низкий уровень конкуренции.

Большой и растущий рынок

Несмотря на то, что уровень потребления упаковочных материалов на российском рынке, заметно ниже показателей развитых стран, в силу размеров территории и численности населения отечественный рынок обладает значительным объемом. Общий объем потребления женских изделий в натуральном выражении в 2006 году может быть оценен в 4,5  млрд. шт.

Рынок гигиенических средств находится в состоянии постоянного и быстрого роста. С 1998 года, российский рынок одноразовых гигиенических изделий показал впечатляющую динамику роста. Так, к 2003 году объем реализации детских разовых  гигиенических изделий, в первую очередь подгузников, увеличился более чем в 2 раза в денежном выражении, гигиенических изделий для женщин – почти в 2,5 раза. В 2004-2006 гг. ежегодный рост данной категории в денежном выражении составлял 20%, в товарном выражении – 15%.

Высокими темпами рынок будет расти еще долгие годы. Это обусловлено низким уровнем потребления данной продукции на российском рынке. Несмотря на то, что в России представлен весь спектр гигиенических средств, главным образом за счет зарубежных производителей, в целом по стране до сих пор культура потребления этих изделий сильно отстает. В настоящее время чуть больше половины российских женщин репродуктивного возраста (от 12 до 54 лет) пользуются гигиеническими изделиями, только 28% российских родителей покупает своим младенцам подгузники (по данным ассоциации ИНГИ). Еще меньший оптимизм вызывает сегмент разовых гигиенических изделий для больных, страдающих недержанием. Это обусловливается многими факторами, среди которых: неразвитость отрасли, внутреннего производства, неинформированность отечественного потребителя, низкие доходы населения, отсутствие государственных субсидий (от последнего зависит потребление гигиенических изделий больными, страдающими недержанием).

Широкие возможности импортозамещения

Динамика роста объемов производства отечественных женских гигиенических прокладок в 1995 — 2006 гг.

Импортная продукция господствует на российском рынке. Причем доля зарубежных производителей является подавляющей не только в высоких ценовых сегментах, но и в самых дешевых. Тем не менее, статистические данные показывают неуклонный рост объемов производства средств женской гигиены. В период с 1995 – 2006 гг. доля внутреннего производства женских гигиенических пакетов выросла с 10% до 45% в общем объеме потребления  женских гигиенических средств. Конечно, данный рывок обусловлен приходом на российский рынок предприятий с иностранным капиталом. Хотя пока темпы роста производства не опережают темпы роста потребления, импортная продукция занимает ведущие позиции и темпы прироста импорта до сих пор высокие.

Низкий уровень конкуренции

Среди  представленного на российском рынке ассортимента санитарно-гигиенических изделий, доля товаров, выпущенных в России долгое время оставалась невелика: как по объему, так и по составу. Этому способствовал ряд факторов. Дело в том, что до 90-го года вопрос о развитии отрасли, связанной с производством санитарно-гигиенических изделий, на государственном уровне не стоял вообще. Частного бизнеса, по понятным причинам, в то время еще не было. В постсоветском пространстве  фактически не оказалось промышленной базы не то что для развития, но и создания отрасли, о которой мы говорим сегодня. Ее зарождение началось лишь после того, как успешные бизнесмены начали думать о диверсификации своих производств, увидели перспективы развития новой отрасли и, поэтому, захотели, вкладывать образовавшиеся свободные средства в новый для России вид бизнеса. При этом вложение средств и формирование производств происходило большей частью стихийно, нежели на основании полноценных бизнес-планов и государственной поддержки. При отсутствии отечественного оборудования для производства средств гигиены, из-за рубежа завозилось, как правило, устаревшее. Естественно, что производимая на этом оборудовании продукция не всегда могла конкурировать с достаточно качественными и широко рекламируемыми продуктами этого сегмента рынка.

Большие масштабы российского рынка, высокие темпы роста и значительный потенциал развития рынка, широкие возможности замещения импортных поставок и низкий уровень конкуренции обуславливают высокий уровень инвестиционной привлекательности организации производства гигиенических нетканых изделий. Основной вопрос, - можно ли создать производство, способное конкурировать с импортной продукцией. Пока в России нет производства нетканых материалов, необходимых для изготовления гигиенических изделий, отечественные производители обречены.

Какие материалы требуются для изготовления гигиенических изделий?

Для производства гигиенических нетканых изделий требуется однослойный спанбонд (С), композитный материал – спанбонд-мелтблоун-спанбонд (СМС), белого и черного цвета с возможностью гидрофильной/гидрофобной пропитки. Плотность – 17-20 г/кв.м. Полотно – термокрепленое на основе полипропилена.

Женские гигиенические пакеты

Согласно практике западных производителей женские гигиенические изделия состоят из трех слоев:

1.Верхний слой или по-другому внешний покровный. В качестве покровного слоя могут использоваться следующие материалы:

  • Нетканый материал на основе штапельного полиэфирного/полипропиленового волокна, а также смеси различных волокон (термобонд);
  • Нетканый полипропиленовый материал типа «спанбонд» (однослойный «S» или двухслойный «SS»);
  • Перфорированная полимерная (ПЭ) пленка «top-dry»;

Таким образом, изготовители гигиенических пакетов могут предложить два основных типа покровного слоя: soft и dry. Первый основан на применении мягких нетканых материалов, второй – на применении перфорированной пленки (так называемая «сеточка»). У каждого из этих материалов есть свои преимущества. Достоинство перфорированной полимерной пленки в том, что она выполняет роль мембраны, пропуская жидкость в одном направлении и тем самым создает ощущение сухости. В отличие от пленки, нетканые материалы имеют свои преимущества – это способность быстро пропускать и распределять жидкость (за счет высокой капиллярности), что гарантированно способствует созданию ощущения комфорта.

На сегодняшний день уже можно говорить, что в России наибольшую популярность приобрел нетканый материал спанбонд вследствие своей дешевизны. При этом первоначально вместо спанбонда отечественные изготовители активно использовали термобонд (термоскрепленое полотно, в основе которого лежит штапельное волокно), хотя, термобонд имеет более рыхлую структуру (материал менее прочен). Дело в том, что первоначально спанбонд был предназначен в большей степени для технических целей и не подходил для изделий, контактирующих с кожей. Однако сейчас на рынке присутствуют импортные материалы, типа «спанбонд»  нового поколения из очень тонких монофиламентов, обладающих гидрофильностью и более мягкие на ощупь (по тактильным ощущениям такие материалы схожи с естественными хлопковыми тканями). Благодаря ультра тонким нитям материал становится равномерным по толщине и более прочным,  что позволяет использовать спанбонд с более низкими плотностями при тех же требованиях на разрыв. В связи с этим в настоящее время термобонд активно вытесняется на рынке гигиены более качественным материалом – спанбондом.

Кроме того, производитель может использовать и комбинацию описанных материалов: «top-dry» по центру прокладки, создающая длительное ощущение сухости; и soft по краям прокладки и на крылышках обеспечивающий ощущение мягкости и максимальный комфорт.

2. Внутренний слой – абсорбент. Слой абсорбента может включать в себя следующие материалы:

  • Распушенная целлюлоза;
  • Нетканое полотно «airlaid» (полотно формируется из штапельных волокон воздушными струями (чаще всего из целлюлозы));
  • Распушенная целлюлоза + полотно «airlaid»;
  • Нетканый материал «meltblown»;

По желанию производителя в структуру материала может вводиться суперабсорбент, который значительно повышает впитывающую способность основного абсорбента. Материал превосходно поглощает жидкость, превращая ее в гель, и удерживает ее даже в наклонном положении.

Наиболее «старые» российские производители гигиенических изделий использовали и используют в настоящее время в качестве впитывающего слоя распушенную целлюлозу. Однако, в результате жесткой конкуренции со стороны зарубежных изготовителей, которые предлагают российским женщинам исключительно тонкие и ультратонкие гигиенические прокладки, отечественные компании стали переходить на материалы нового поколения, в частности «airlaid», который и позволяет существенно сократить толщину изделия (основная потребительская характеристика гигиенической прокладки). Новые предприятия, выходящие на российский рынок женских гигиенических средств сразу начали производить тонкие изделия с применением «airlaid» материалов.

3. Нижний слой. В качестве нижнего слоя обычно используется полиэтиленовая пленка. Однако может применяться и нетканый материал, типа «спанбонд», ламинированный пленкой, либо композитный материал «спанбонд-мелтблоун-спанбонд», ламинированный пленкой.

Приведенный состав материалов относится к гигиеническим пакетам для критических дней. Однако в последнее время все большую популярность приобретают пакеты для ежедневного использования. Основное их отличие в том, что в качестве верхнего слоя используется всегда мягкий нетканый материал (спанбонд), а в качестве абсорбента -  тонкий слой целлюлозы.

Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач Как правильно Что делать при укусе клеща и как предупредить вирусный энцефалит. Объясняет врач
Подробная информация о том, как разобраться с паразитом и обезопасить себя
Поллиноз: когда весна не в радость Здравоохранение Поллиноз: когда весна не в радость
Разбираемся, почему возникает сезонная аллергия и как от нее избавиться