Подрядчик Минздрава собирался рекламировать лекарства на рецептах
В Минздравсоцразвития РФ разгорается очередной скандал. По данным газеты Коммерсант, министерство рассылало фармкомпаниям письма с предложением разместить рекламу своих препаратов прямо на медицинских рецептах. За эту услугу производителям лекарств предлагалось заплатить по 300 тысяч рублей. Эксперты расценили такое предложение как попытку незаконного и неэтичного навязывания лекарств пациентам.
В письмах, поступавших в фармкомпании в комплекте с корреспонденцией от замглавы Минздравсоцразвития Руслана Хальфина, сообщалось, что в рамках нацпроекта «Здоровье» запланировано издание информационных брошюр для населения «Кодекс здоровья и долголетия», которые предполагается разместить в кабинетах участковых терапевтов и врачей общей практики.
В этих «методичках» перечислялись симптомы заболеваний и лекарства, которыми следует их лечить. К тексту прилагались образцы рецептов с уже вписанным названием препарата, на котором врачу оставалось поставить подпись. Издатель брошюр - подрядчик информационного сопровождения нацпроекта «Здоровье» компания «ГЭОТАР-медиа» - предлагала фармпроизводителям внести в рецепты названия именно их продукции. За это компаниям предлагалось заплатить по 300 тысяч рублей. Авторы письма обещали, что в 2007 году аудитория брошюр достигнет 2 миллионов человек.
Инициатива подрядчика Минздравосцразвития вызвала возмущение экспертов. «Это бессовестная попытка сбора денег с фармпроизводителей и крайне неэтичное предложение врачам», - заявил в интервью «Коммерсанту» глава межрегиональной общественной организации «Общество фармако-экономических исследований» Павел Воробьев. Фармкомпании и ранее нередко шли на продвижение лекарств через врачей, однако «нынешняя инициатива идет под эгидой нацпроекта и правительства», добавил Воробьев.
По данным доцента Академии имени Сеченова, члена экспертного совета Минздравсоцразвития Елены Вольской, никто из производителей не согласился на предложение ГЭОТАР-медиа, поскольку участие в подобных проектах может только скомпрометировать серьезную компанию. «Издатель просто не представляет себе этических условий оборота лекарственных средств», - заявила Вольская.
Менеджер дирекции продаж рекламы «ГЭОТАР-медиа» Александр Ионов подтвердил, что участие в проекте «Кодекс здоровья и долголетия» действительно предлагалось фармкомпаниям «в качестве дополнительной услуги». «Дело в том, что металлические стойки для брошюр, которые мы должны были поставить в клиники, потребовали высоких затрат, и мы хотели хоть как-то окупить их за счет специального предложения фармацевтам», - пояснил Ионов.
Инициативой «ГЭОТАР-медиа» уже заинтересовалось Федеральная антимонопольная служба. О готовности рассмотреть вопрос о законности действий издательства заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.