Росздравнадзор проверил ход диспансеризации работающих граждан Российской Федерации
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 №80н «О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан» на территории Российской Федерации в 2008 году проводится диспансеризация работающего населения.
По данным еженедельного мониторинга, проводимого территориальными управлениями Росздравнадзора, на 15.07.2008 фактическое исполнение государственного задания по проведению диспансеризации работающих граждан составило в целом по Российской Федерации 18,7%. Наиболее высокий процент охвата работающих граждан дополнительной диспансеризацией отмечен в Приволжском (24,3%), Южном (23,5%) и Северо-Западном (21,2%) федеральных округах. Самый низкий процент охвата диспансеризацией в Дальневосточном федеральном округе (11,7%).
Центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития во IIквартале 2008 года проведены проверки реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 97 лечебно-профилактических учреждениях в 11 субъектах Российской Федерации.
В ходе анализа результатов проверок были определены нарушения и проблемы организации проведения дополнительной диспансеризации в 2008 году, общие для всех субъектов Российской Федерации.
В число работающих граждан, подлежащих проведению дополнительной диспансеризации, практически не попали индивидуальные предприниматели и творческие работники.
Субъекты Российской Федерации испытывают значительные трудности в организации дополнительной диспансеризации по причине включения в обязательный объем обследований дополнительных исследований, требующих специального оборудования, имеющегося в единичных учреждениях здравоохранения, таких как:
- онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет),
- онкомаркер специфический PSI (мужчинам после 40 лет),
- маммография (после 40 лет, 1 раз в 2 года).
В частности, более чем в 30% субъектов Российской Федерации не организовано обследование на онкомаркеры.
Встречаются случаи, когда пациентов старше 40 лет исключают из программы дополнительной диспансеризации по причине отсутствия в лечебно-профилактических учреждениях маммографа, оборудования и тест-систем для проведения исследований на онкомаркеры.
Установлены факты, когда для увеличения объемов проведения дополнительной диспансеризации, многие лечебно-профилактические учреждения учитывают лиц, обращающихся в учреждение по другим причинам, например за справкой по форме 086/у, справкой водителя, медицинской книжкой, по поводу беременности. При этом делается двойная запись (и в справку, и в талон диспансеризации), что приводит к двойной оплате медицинских услуг.
В ряде медицинских учреждений не заключен договор на оказание услуг диспансеризации с другими организациями (по тем услугам, на которые отсутствует лицензия). Например, в поликлинике отсутствует гинеколог, женщины отправляются в женскую консультацию (без договора). Женская консультация оформляет обращение женщин как первичный прием, поликлиника учитывает выписку из женской консультации при диспансеризации. Тем самым услуги гинеколога оплачиваются дважды.
В некоторых случаях установлено, что группы здоровья не соответствуют реальному соматическому статусу пациента: например, в 2007 году работнику устанавливают III группу здоровья, а в 2008 году этому же пациенту выносят I группу здоровья.
Отмечен низкий процент выявления первичных заболеваний в процессе проведения диспансеризации и направления больных по результатам диспансеризации для получения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи. Так, например, за 2007-2008 годы в Хабаровском крае по результатам проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан только 1 пациент был направлен для получения высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи и получил ее.
Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации за истекший период 2008 года были выявлены нарушения в организации и проведении диспансеризации работающего населения в 819 лечебно-профилактических учреждениях, из них наибольшее количество зафиксировано на территории Дальневосточного федерального округа и составило 530 учреждений здравоохранения. По результатам проверок оформлены предписания об устранении выявленных нарушений, материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Росздравнадзором взят под особый контроль порядок устранения выявленных нарушений в организации и проведении диспансеризации работающего населения, запланированы повторные контрольные проверки устранения выявленных нарушений в учреждениях здравоохранения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития обращает внимание руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на необходимость усиления контроля за организацией и обеспечением качества проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.