Corp

Счетная палата выявила нарушения в деятельности Российских онкологических центров

7 минут
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности в 2013 году и за истекший период 2014 года в области здравоохранения. Проверка проводилась в ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена» Минздрава России (далее – онкологический институт им. Герцена) и ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина» Российской академии медицинских наук (далее – онкоцентр им. Блохина). С сообщением выступил аудитор Александр Филипенко.
 
В ходе контрольного мероприятия был выявлен ряд системных проблем, типичных для каждого из проверенных учреждений. В частности, анализ структуры расходов онкологического института им. Герцена и онкоцентра им. Блохина в 2013-2014 гг. показал, что доля средств ОМС в бюджете этих учреждений остается низкой: в Институте - не более 7%, в онкоцентре - не более четверти всех доходов. «В условиях 2015 года, когда финансирование из федерального бюджета будет сокращаться, такой низкий объем средств ОМС не позволит обеспечить покрытие основных расходов этих учреждений, что может привести к дальнейшему росту платных медицинских услуг и ограничению доступности медицинской помощи для населения», - отметил аудитор. 
 
Анализ стоимости лечения одних и тех же заболеваний, оплаченных из различных источников, а также сравнение стоимости лечения одного случая заболевания между проверенными учреждениями, являющимися однопрофильными, выявил существенные различия, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к расчету нормативной стоимости лечения заболеваний со стороны Минздрава России, Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и Федерального фонда ОМС. 
  
Проверка также показала, что руководство проверенных учреждений не обеспечило уровень заработной платы медработников, соответствующий «дорожной карте» Правительства и Указу Президента. «И в институте им. Герцена и в онкоцентре им. Блохина имеется значительное отставание от установленных темпов роста средней заработной платы врачей: в 2013 г. – соответственно на 37% и 13%, за 9 месяцев 2014 г. – на 43% и 31%», - уточнил Александр Филипенко. 
 
Кроме того, в ходе проверки деятельности обоих учреждений были выявлены многочисленные нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неэффективное расходование бюджетных средств и федерального имущества. 
 
Онкологический институт им. Герцена
 
В ходе проверки онкологического института им. Герцена было выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере более 340 млн. рублей, направленных на приобретение двух компьютерных томографов и системы «КиберНож», которые до настоящего момента в эксплуатацию не введены. «Простой оборудования с момента поставки составил от 253 до 679 дней. При этом претензионная работа по «КиберНожу» руководством института началась только по результатам проверки», - уточнил аудитор.
 
По другим договорам были выявлены нарушения сроков исполнения со стороны поставщиков от 5 до 119 дней. Претензионная работа при этом Институтом не велась, что свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента. 
 
В ходе проверки также были установлены факты, указывающие на признаки хищения бюджетных средств в сумме 1,4 млн. рублей. Например, в 2013 г. на основании договоров, подписанных замдиректора по общим вопросам П.Ю.Балашова, на сумму 0,7 млн. рублей было оплачено техническое обслуживание списанного с баланса медоборудования, на сумму 0,6 млн. рублей оплачены работы по обслуживанию медоборудования, которые ранее уже были оплачены в рамках иных заключенных договоров. 
 
Кроме того, в 2013-2014 г. Институт на основании заявки одного из завотделений И.В. Решетова приобрел у медико-биологического центра инноваций 50 штук стереографических моделей черепов на общую сумму более 1 млн. рублей. При этом, как показала проверка, И.В. Решетов одновременно являлся одним из учредителей центра инноваций, что свидетельствует о признаках аффилированности. 
 
В нарушение Градостроительного кодекса в 2013-2014 гг. капитальный ремонт по двум контрактам проводился без разработки проектной документации, строительный контроль администрацией Института в ходе проведения ремонтных работ не осуществлялся. 
 
В 2013 г. Институт был включен в Федеральную адресную инвестиционную программу в части реконструкции пищеблока. На 2014 год по данному объекту были предусмотрены инвестиции в размере порядка 240 млн. рублей. Однако в связи с отсутствием проектно-сметной документации на момент проведения контрольного мероприятия соглашение о предоставлении субсидии на реализацию указанного инвестиционного проекта с Минздравом России заключено не было. Соответственно лимиты бюджетных обязательств Институту на момент проведения проверки не были доведены, что может привести к срыву сроков ввода объекта эксплуатацию в 2016 году.
 
Помимо этого, в Институте отсутствуют документы, подтверждающие право пользования земельным участком площадью более 3 тыс. кв. м, на котором расположена поликлиника, на 2 объекта не оформлены свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, по 5-ти объектам не перерегистрированы свидетельства, выданные в 2010-2011 годах.
 
На Коллегии также отмечалось, что в 2013 г. показатели деятельности Института ухудшились. «По сравнению с 2012 годом летальность больных выросла на 40%, расхождения диагнозов по результатам вскрытий увеличилось на 31,3%», - сообщил Александр Филипенко. При этом он обратил внимание членов Коллегии на то, что в результате реорганизационных мероприятий к онкологическому институту им. Герцена были присоединены радиологический центр в Обнинске и отличающийся по профилю единственный в России федеральный институт урологии. «При таких показателях деятельности Института, не решенных внутренних организационных проблемах, а также отсутствии программы развития вновь образованного учреждения, актуальность и целесообразность объединения разнопрофильных организаций вызывает сомнение», - сказал аудитор.
 
Выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью института как со стороны директора А.Д.Каприна, так и со стороны учредителя – Минздрава России.
 
Онкологический научный центр им. Блохина
 
В 2014 году ФАНО России в федеральном бюджете предусмотрены средства на закупку лекарственных препаратов и медоборудования. Вместо закупки лекарственных препаратов и медоборудования ФАНО России выделило онкоцентру субсидию на приобретение дорогостоящих расходных материалов и медоборудования в сумме более 33,5 млн. рублей. Онкоцентр из этих денег на 20,6 млн. рублей приобрел расходные материалы, которые к лекарственным препаратам не относятся, а являются медизделиями. «То есть, ФАНО в 2014 году предоставлена субсидия на цели, не соответствующие статье расходов, установленной в федеральном бюджете» - отметил аудитор.
 
В ходе проверки, проведенной в онкоцентре им. Блохина, были выявлены различные нарушения при организации и осуществлении госзакупок. Так, в нарушение статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ онкоцентром в рамках одного лота, где начальная цена контракта превышала установленное Правительством предельное значение, осуществлена закупка 2 лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями.
 
Также онкоцентром в рамках строительства НИИ детской онкологии и гематологии, которое ведется на территории онкоцентра с 1990 года, была применена трехступенчатая схема закупки медоборудования. Как показала проверка, онкоцентр, назначенный государственным заказчиком и застройщиком объекта, в лице директора М.И.Давыдова передал полномочия по закупке медоборудования генподрядчику (УС-200), который в свою очередь заключил договор подряда с посредником (ООО «Национальная сервисная служба») на поставку оборудования фирмы Дженерал Электрик. При этом обоснование начальной цены контракта на закупку оборудования для объекта осуществлялось онкоцентром без учета постановления Правительства РФ о порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (лотов) на отдельные виды медицинского оборудования, а только на основании локальных смет в соответствии с положительным заключением Главкомэкспертизы о достоверности сметной стоимости.
 
Сопоставление каждой единицы закупленного оборудования показало, что его стоимость составляла чуть более 1,6 млрд. рублей. При этом согласно акту о приемке выполненных работ онкоцентр оплатил медоборудование уже на сумму более 1,7 млрд. рублей. «Если бы онкоцентр самостоятельно закупал медоборудование с применением вышеуказанного постановления Правительства, возможная экономия средств бюджета только по этим 3 позициям могла составить ориентировочно не менее 80 млн. рублей», - констатировал аудитор. 
 
В этой связи он также обратил внимание членов Коллегии на то, что перечень планируемого к приобретению медицинского оборудования был согласован сотрудниками онкоцентра М.Б.Долгушиным и Д.Г.Росляковым с производителем еще до заключения договора на закупку, что может свидетельствовать о возможном сговоре. 
 
Кроме того, в рамках вышеуказанного строительства онкоцентром в 2013 г. были закуплены станки для выполнения ремонтных работ в учреждении. Однако до настоящего времени оборудование не введено в эксплуатацию, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества на сумму более 5 млн. рублей.
 
Также в ходе проверки получены данные, указывающие на факт перечисления в 2013 году онкоцентром по результатам капремонта денежных средств в сумме около 0,7 млн. рублей подрядчику «УС-200» без фактического выполнения работ. «Кстати, после окончания контрольного мероприятия онкоцентр представил в Счетную палату информацию о возврате этих средств на лицевой счет онкоцентра, что подтверждено копией платежного поручения» - подчеркнул аудитор.
 
Проверка также показала, что часть помещений онкоцентра площадью более 11,5 тыс. кв. м. сдается учреждением в аренду. При этом виды деятельности арендаторов не соответствуют уставной деятельности онкоцентра. В результате на территории онкоцентра осуществляется продажа чая, косметики, игрового оборудования, дверей, строительных материалов и т.д. Кроме того, один из арендаторов неправомерно сдал часть арендуемых помещений в субаренду 29 организациям, в том числе под торговый центр и школу танцев. «После окончания контрольного мероприятия онкоцентр представил в Счетную палату информацию о расторжении арендатором договоров субаренды», - отметил Александр Филипенко.
 
Помимо этого, не проведена государственная регистрация права собственности на 2 здания и земельный участок и права оперативного управления на общежитие. 
 
По мнению аудитора, все выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии контроля за деятельностью онкоцентра со стороны его учредителя – ФАНО России. «В настоящий момент подписано поручение Президента о передаче онкоцентра в Минздрав России и надеемся, что Минздрав более тщательно организует контроль за учреждением», - подчеркнул Александр Филипенко.
 
Коллегия приняла решение направить представления руководству проверенных учреждений, информационные письма - в Правительство Российской Федерации, Минздрав России, Росздравнадзор, ФАНО, ФАС и Росимущество, а также обращение – в Генпрокуратуру и МВД России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания и ФСБ России.
5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки Здоровье 5 признаков меланомы: зачем зимой проверять родинки
Для тех, кто часть зимы проводит на морях или только что вернулся из отпуска, этот текст может оказаться весьма кстати