У дрозофилы обнаружен белок, усиливающий память
Широко распространено мнение о том, что память образуется за счет изменения числа специальных клеток мозга и структуры контактов между ними. Типичная мозговая клетка (нейрон) образует тысячи связей с другими нейронами при помощи особых структур, именуемых синапсами. Синапс представляет собой окончание отростка нейрона, контактирующее с телом другого нейрона.
Тем не менее, только определенная часть синапсов играет роль именно в создании памяти. Ученые, изучающие центральную нервную систему, заинтересованы в исследованиях веществ, повышающих активность синапсов. Настоящее исследование посвящено одному из таких веществ – белку под названием «PKM», одному из вариантов протеинкиназы С.
Предполагается, что этот белок избирательно усиливает работу тех синапсов, которые задействованы в процессах запоминания. Группа исследователей под руководством доктора Джерри Ин (Jerry Yin) проводила исследование на дрозофилах, вырабатывая у них память на определенный запах. Для этого они подвергали мушек действию легких электрических разрядов одновременно с распространением определенного запаха в емкости, где они содержались. Затем оценивалась способность мушек помнить этот запах и избегать тех мест, где он присутствует.
В целом, дрозофилы проявили хорошие способности к запоминанию, однако эта память полностью исчезает в течение одной лишь недели. Тем не менее, когда ученые с помощью генной инженерии повысили у дрозофил количество белка РКМ, стойкость памяти значительно увеличилась.
Профессор Томас Карю (Thomas Carew), специалист по нейробиологии из Калифорнийского университета, заявил, что «пока что большинство сведений о механизме памяти мы получаем в ходе исследований, когда мы эту самую память разрушаем, и смотрим, какие же навыки пропадают. Последнее исследование имеет очень важное значение, так как это одна из достаточно редких работ, где можно наблюдать реальное усиление процессов запоминания».
Поиск в этом направлении открывает хорошие перспективы для создания лекарств против различных нарушений не только памяти, но и способности к обучению, особенно если эти расстройства имеют наследственный характер.