У родившихся в пандемию младенцев обнаружили признаки отставания в развитии

По оценкам ученых, во время пандемии показатели депрессии и тревожности у женщин с детьми увеличились вдвое. Этот и многие другие факторы неизбежно сказываются на развитии малышей, которые появились на свет в эпоху COVID-19. Авторы нового исследования предупреждают: пандемия может оставить серьезный след в жизни таких детей.

У родившихся в пандемию младенцев обнаружили признаки отставания в развитии
У родившихся в пандемию младенцев обнаружили признаки отставания в развитии / Фото: nina.aleksandryuk / Depositphotos

Промежуточные результаты продолжающегося исследования здоровья матерей и детей ученые Колумбийского университета опубликовали в журнале JAMA Pediatrics. Чтобы оценить, как пандемия и отразилась на развитии малышей, появившихся на свет с 2020 года, специалисты провели анкетирование 596 женщин. Их разделили на две ключевые группы: тех, кто перенес COVID-19 во время беременности и тех, кому удалось избежать заражения. В контрольную группу были включены матери с маленькими детьми, родившимися до пандемии.

Ученые не заметили никакой разницы в показателях развития у младенцев, чьи матери перенесли COVID-19 и теми, кто не подвергался внутриутробному воздействию вируса. Они отметили, что это очень хорошие новости, поскольку еще сохраняются опасения по поводу возможных долгосрочных последствий такого заражения. Но при этом у рожденных во время пандемии малышей оказались ниже показатели крупной и мелкой моторики и социально-эмоционального развития по сравнению с детьми, родившихся до появления COVID-19. В частности, такие младенцы хуже взаимодействуют с родителями и окружающими людьми.

Почему детям так важны игры? 

Подробно рассказываем о том, как ребенок учится познавать мир через игру.

Читать статью

«Первые три года имеют решающее значение для развития мозга, и важно не только их здоровье, но и взаимодействие со взрослыми и другими детьми. К младенцам нужно прикасаться, держать их на руках, улыбаться и говорить с ними. Когда такого общения нет или его недостаточно, мозг ребенка не развивается должным образом», — сообщили ученые. По их мнению, во время пандемии маленькие дети контактируют с гораздо меньшим количеством людей и видят меньше лиц из-за масочного режима.

Другим серьезным фактором отставания в эмоциональном развитии может быть стресс или депрессия родителей, когда у матерей просто нет сил и энергии полноценно общаться с ребенком, считают авторы исследования.

Не менее тревожные данные представили в прошлом году ученые Университета Брауна: у родившихся во время пандемии детей оказался снижен уровень интеллекта. Чем ниже был уровень социально-экономического положения родителей, тем хуже были у ребенка интеллектуальные, когнитивные, вербальные и двигательные способности. Более того, средний уровень IQ участников не превышал 78, в то время как до пандемии этот показатель у американских детей был не меньше 100. 

Специалисты считают, что задержка моторного, когнитивного и поведенческого развития младенцев может быть связана с повышенным уровнем кортизола (гормона стресса) во время беременности.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию