«Укрупнять уже дальше нечего»
Бюджеты территориальных фондов ОМС (ТФОМС) в российских регионах трещат по швам, и без того бедствующим больницам урезают тарифы на медуслуги, а единственным средством борьбы с недофинансированием здравоохранения у властей по-прежнему остается объединение больниц. «Медновости» узнали, как оптимизируют здравоохранение в Свердловской области.
В Екатеринбурге могут закрыться несколько муниципальных больниц. Такого развития событий, по словам депутатов городской думы уральской столицы, не исключает начальник муниципального управления здравоохранения Александр Дорнбуш. Выступая на заседании профильной думской комиссии, он сообщил о тяжелой финансовой ситуации в медицинских учреждениях: денег на дальнейшее функционирование здравоохранения по действующим нормам у областного ТФОМСа нет. По данным информационного агентства «URA.RU», горздрав намеревается «оптимизировать» ЦГБ №20 и детскую горбольницу №5, и без увольнений при этом не обойдется.
«Медновости» попросили прокомментировать ситуацию сопредседателя регионального отделения ОНФ Свердловской области, заместителя главврача областной детской больницы по онкологии и гематологии Ларису Фечину.
Лариса Фечина. Фото: uralinform.ru
Лариса Геннадьевна, что происходит с муниципальными больницами?
— Их пытаются оптимизировать путем укрупнения. Раньше это были самостоятельные муниципальные больницы. В Екатеринбурге семь административных районов, и в каждом районе была своя муниципальная больница, теперь их объединяют, создают более крупные учреждения. Недавно у нас произошло объединение 16-й детской городской больницы с 9-й многопрофильной детской городской больницей. Сейчас речь идет об объединении 5-й больницы с 11-й. Начатое в глубинке укрупнение добралось до больших больниц в Екатеринбурге. Но мне кажется, укрупнять уже дальше нечего — продолжаться до бесконечности этот процесс не может.
И смысла в этом особого нет.Что-то, наверное, удастся сэкономить на административно-управленческом аппарате, но кардинально проблему недофинансирования это не решит. Лекарства все равно дорожают, даже отечественные, реагенты дорожают. А есть еще дорогостоящая медицинская техника импортного производства, которую надо обслуживать. Растет закредитованность медицинских организаций. Уже даже генеральная прокуратура вносит представление исполнительной власти, губернатору Свердловской области по вопросу задолженности перед поставщиками медицинских товаров и услуг. А руководители больниц говорят о том, что если раньше поставщики всегда давали в долг, то сейчас ждут, когда с ними рассчитаются.
Что привело больницы к такому бедственному положению?
— Эта ситуация возникла не в одночасье, для этого были определенные предпосылки. В частности, переход на одноканальную систему финансирования. Ситуация, когда нужно было поддерживать и не рентабельные сферы здравоохранения, оказалась тяжелой для регионального здравоохранения. Не секрет, что сегодня бюджеты территориальных фондов ОМС превращаются в «тришкин кафтан». Когда средств не хватает, их перетягивают с одной клинико-статистической группы на другую, из одной медицинской организации в другую, и так далее. Но, по большому счету, все равно все плывут в одной лодке.
В начале 2016 года в регионе сложилась настолько тяжелая экономическая ситуация, что произошел секвестр бюджета территориального фонда ОМС Свердловской области на очень солидную сумму — на один миллиард 600 миллионов рублей. Об этой ситуации докладывал директор территориального фонда ОМС Валерий Шелякин на комиссии Минздрава России. После этого летом к бюджету фонда были добавлены примерно 500 миллионов рублей. Но кардинальным образом это проблему не решило, потому что на самом деле растут вообще все статьи расходов медорганизаций. Это стоимость медикаментов, расходных материалов, питания больных. Это содержание больниц, то есть расходы на жилищно-коммунальную сферу. Даже налог на землю медицинские организации платят по полной программе.
И получается, что все расходы медучреждений идут вверх, а снижается только стоимость медицинской услуги. Сегодня нам в очередной раз сообщили о том, что урезается тариф на дневной стационар. То есть, если в предыдущие годы базовая ставка тарифа составляла 21 тысячу рублей, потом 18 тысяч рублей, то на этот год она зафиксирована на уровне 17 тысяч рублей. И этих денег, действительно не хватает.
А насколько недофинансирована свердловская система здравоохранения в целом?
Проблема недофинансирования существует, и ее нельзя замалчивать. Для того чтобы ситуация выправилась, необходимо порядка двух миллиардов рублей. По мнению экспертов-медиков, организаторов здравоохранения, это та сумма, которая могла бы снять проблему в текущем году.
А что будет в следующем? Вообще есть хоть какие-то резервы у региона, у отрасли?
— Существует, конечно, проблема неэффективного расходования средств, простаивания медицинского оборудования, избыточно раздутых административных штатов, практически не имеющих отношения к медицинской среде. Но основные резервы все-таки не здесь. Вот бизнесу, который громко заявляет о себе, создаются благоприятные условия, например, льготный налог на земельные участки. А государственные медучреждения таких преференций не имеют. Установление льготного тарифа на земельный налог для больниц — это очень принципиальный вопрос. Но для того, чтобы принять такое решение, нужна политическая воля.
А региональные власти должны позаботиться, например, о том, чтобы в больницах применялись энергосберегающие технологии. Больница, которая топится углем, и больница, у которой имеется современная экономичная газовая котельная, априори находятся в неравных условиях. Поэтому у нас 85% медорганизаций имеют просроченную кредиторскую задолженность. Это больницы первого уровня в глубинке, в муниципалитетах. Но сейчас мы видим, что страдают уже и городские больницы.
Ну и, конечно, нужна грамотная тарифная политика, как на региональном, так и на федеральном уровне. Нельзя держать здравоохранение на голодном пайке. К такой социальной важной и чувствительной сфере требуется более чуткое отношение.