В Госдуме прошло заседание рабочей группы по стабилизации ситуации с ДЛО
15 февраля 2006 года в помещении Государственной Думы РФ под председательством заместителя руководителя фракции «Единая Россия», заместителя председателя Комитета ГД по охране здоровья О.Г. Борзовой состоялось заседание рабочей группы по стабилизации ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан. Рабочая группа организована при ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Большой интерес собравшихся вызвал основной доклад о ходе реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарта.
Ретроспективно определяя характер явлений, породивших неблагополучную ситуацию, Д.В. Рейхарт назвал основные причины: нерациональное использование выделенных средств, а также массовый отказ категорий граждан, включенных в программу, от дополнительного лекарственного обеспечения в пользу монетизации данной льготы.
«В настоящее время мы нацелены на скорейшее решение всего круга проблем, возникших с дополнительным лекарственным обеспечением с помощью Минздравсоцразвития, Минфина и других государственных структур» - сказал Д.В. Рейхарт.
На вопрос – нужна ли программа ДЛО в том виде, в котором она существует? – г-н Рейхарт определенно ответил: да, такая программа нужна. «Никогда еще эти, по большей части, пожилые люди, а многие из них – ветераны войны и труда, не имели возможности получать такие эффективные, инновационные лекарства, какие им предоставила данная программа» - отметил докладчик.
Г-н Рейхарт не обошел стороной трудности и ошибки, которые имели место при реализации программы ДЛО и привели к настоящей трудной ситуации. 54% граждан вышли из программы, осложнив ее реализацию. С чем связано это явление? Докладчик считает, что помимо недостаточно высокого уровня жизни, толкающего людей на монетизацию льготы, серьезным стимулом к выходу из программы стали просчеты в реализации самой программы.
На повестке дня – по словам докладчика – имеются три ключевых вопроса: скорейшее погашение задолженности перед фармпроизводителями по 2006 году; принятие мер по выравниванию ситуации с ДЛО; разработка стратегического направления развития программы.
За 1,5 последних месяца ФОМС провел 47 региональных встреч для того, чтобы вникнуть в сложившуюся ситуацию на местах. В настоящее время не имеется недофинансирования программы. ФОМС использовал все ресурсы, имевшиеся в распоряжении Фонда в соответствие с Законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2006 год». Нецелевого использования проверками Генпрокуратуры и Счетной Палаты не выявлено. Тем не менее, с целью завершения расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства территориальными ФОМС проводится целевая проверка правомерности и обоснованности назначения лекарственных средств, сопоставление цен на отпущенные препараты с предельными ценами перечня с учетом торговых надбавок и НДС. По словам г-на Рейхарта, в результате этих проверок был выявлен целый ряд нарушений правильности оформления рецептов. «Мы – исполнители программы, финансово-кредитное учреждение, сказал докладчик. – Именно поэтому мы оплачиваем те счета, которые имеем законное основание оплатить, уважая законы собственного государства. Мы планируем, что к 10-м числам марта регионы полностью отчитаются перед ФОМС». Прогноз ФОМС – реальная сумма проплат по итогам 2006 года составит около 52 000 000 тыс. рублей, что, учитывая все дополнительно принятые меры, позволит полностью рассчитаться с компаниями-участниками ДЛО и закрыть 2006 год (см. Приложение №1).
Докладчик заверил, что разработанный и согласованный проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» уже направлен на утверждение в Минюст России. После принятия Правительством указанного постановления, ФОМС незамедлительно направит средства в территориальные ФОМС для расчета с фармацевтическими организациями по государственным контрактам на поставку лекарственных средств в 2007 году.
«В этом году система финансирования, которая получила много нареканий в стане производителей лекарственных средств, существенно изменилась – сказал г-н Рейхарт. – Теперь регионы получат 1/12 часть годового финансирования – около 6 млрд. рублей уже в феврале. Таким образом, сроки расчетов с производителями будут существенно сокращены. Отсрочка платежей вместо 180 календарных дней будет составлять от 60 до 90 дней».
В настоящее время Комиссия ФОМС принимает и рассматривает заявки субъектов РФ на лекарственные средства. «На 14.02.2007 года согласовано и утверждено 52 заявки. Мы принимаем все необходимые меры, чтобы эта работа была закончена в ближайшие дни» - заявил г-н Рейхарт.
Федеральный Закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2007 год», по словам докладчика, содержит ряд преимуществ перед соответствующими документами 2006 и 2005 годов: «Закон совершенно прозрачен. По каждому региону расписан объем финансирования, каждый регион знает и свой объем субсидий». Г-н Рейхарт еще раз напомнил присутствующим на рабочей группе журналистам, что объем финансирования для каждого региона определяется не ФОМСом, а Федеральным Законом.
В случае недостачи средств на программу ДЛО законом определяется возможность использования субсидий из средств, направленных на выполнение территориальных программ ОМС, общий объем которых на 2007 год составляет 41, 8 млрд. рублей, а также средств нормированного страхового запаса, которые определены в бюджете ФОМС в объеме 6,2 млрд. рублей. Однако – по словам докладчика – регионы с большой осторожностью относятся к использованию субсидий на погашение нехватки бюджетных средств ДЛО. Ведь субсидии – это зарплата врачей, финансирование лечебной сети и многое другое. Таким образом, заявки на 2007 год заметно более сбалансированы и содержат более высокую долю лекарственных средств отечественных производителей – заметил г-н Рейхарт. Средства нормированного страхового запаса – это налоги 2007 года, поэтому сейчас это – виртуальные деньги, которые могут быть использованы лишь в IV квартале 2007 года – объяснил г-н Рейхарт.
В заключение своего выступления, г-н Рейхарт поделился с собравшимися собственной точкой зрения на дальнейшее развитие программы. «Право выбора монетизации льгот – по моему глубокому убеждению – было не до конца продуманным решением. Ведь это право для многих в дальнейшем может означать потерю права на здоровье, и даже жизнь», сказал Д.В. Рейхарт. «Необходимо расширить категории граждан, имеющих право на ДЛО без права монетизации. Пользоваться ДЛО должны не только инвалиды, а все граждане страны по достижению определенного возраста – например, 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Гражданам должно быть предоставлено право выбирать более дорогие лекарства, не содержащиеся в реестре, и возмещать разницу. Представляется выгодным выделить дорогостоящие лекарства в отдельную подпрограмму по лечению инсулинозависимого диабета, гемофилии, рассеянного склероза, онкогематологии с дополнительным финансированием из федерального бюджета».
«Разумеется, необходимо всеми путями добиваться сокращения торговых надбавок, расценок и т.п. Эта работа уже делается. Так, по итогам конкурсов среди фармацевтических организаций на поставку и отпуск лекарственных средств на 20% снижены предельные цены возмещения на лекарственные средства, применяемые при наиболее затратных нозологиях. Таким образом, уже достигнута экономия в размере 3,7 млрд. рублей», - подчеркнул г-н Рейхарт. Такой подход к работе позволит существенно повысить эффективность использования средств федерального бюджета.
Присутствующие на рабочей группе заинтересованно комментировали доклад г-на Рейхарта, обсуждали пути развития программы ДЛО, возможности участия в программе страховых структур, варианты оперативного мониторирования цен на фармацевтическом рынке России.