Всемирная организация здравоохранения выступила против рекламы вредных продуктов для детей
По оценкам Всемирной Организации здравоохранения каждый третий ребёнок в возрасте 6-9 лет страдает от избыточного веса. Во многом эта проблема вызвана широкой рекламой продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров и транс-жиров, чистого сахара и соли, которые провоцируют развитие ожирения уже в детском возрасте. Если не будут приняты меры, процент детей с избыточной массой тела и ожирением в Европе к 2030 году достигнет 90%.
Реклама нездоровых продуктов, которую снимают для детской аудитории, крайне эффективна. Однако эта эффективность отразилась для современных европейцев в кривом зеркале. Если взрослые еще могут понять, что они являются мишенью для рекламы, то дети не в состоянии отличить, к примеру, рекламу от мультфильма. Эта восприимчивость к рекламе играет с ними злую шутку – они в дальнейшем всё время делают вредный для здоровья выбор.
Всемирная Организация Здравоохранения заявила о критичной необходимости ужесточить контроль над рекламой, направленной на детей. В июле текущего года более 25 министров здравоохранения обсудили эту проблему на министерской конференции ВОЗ по питанию и неинфекционным заболеваниям в контексте Здравоохранения 2020 года.
На открытии конференции директор Регионального бюро ВОЗ в Европе Жужанна Якаб обратилась к производителям и правительству: «Я настоятельно призываю все заинтересованные в пищевой промышленности стороны ответственно выполнять свою работу путем регулирования рецептуры данных продуктов, чтобы внести позитивный вклад в здравоохранение, маркировать продукты четко и содержательно, а не продвигать продукцию с высоким содержанием насыщенных и транс-жиров, чистого сахара и соли в отношении детей».
На сегодняшний день всего в шести странах мира в полном объеме регулируется реклама продуктов и напитков для детей. Это Дания, Франция, Норвегия, Словения, Испания и Швеция. Именно в этих странах действует законодательство и саморегулирование. Другие 53 государства члена Европейского региона только лишь оставили свои подписи за введение ограничений рекламы продукции с высоким содержанием вредных веществ. Интересно, что детское ожирение занимает 2-7% расходов на здравоохранение во многих из этих стран.
Чтобы увеличить количество просмотров рекламы производители осваивают недорогие информационные ресурсы – Интернет и приложения для смартфонов, которыми чаще всего пользуются именно дети.
Например, в Великобритании в период с 2007 по 2011 год доступ детей 5-7 лет к Интернету вырос на 20%: с 65% до 85%. Главным образом реклама распространяется через социальные сети, которые пользуются популярностью даже у школьников начальных классов.
Многие пищевые компании, выпускающие брендовую продукцию, продвигают свои торговые марки с помощью встроенной рекламы в компьютерных играх и других ухищрений, которые на первый взгляд неочевидны, но серьёзно действуют на психику детей.
Тем не менее, основным рупором производителей по-прежнему является телевидение, а именно, растущие кабельные сети, где чаще всего рекламируются безалкогольные напитки, подслащенные сухие завтраки, печенье, кондитерские изделия, закуски, готовые блюда и фаст-фуд. Все эти продукты не подходят для позиционирования как «ежедневные», однако ТВ-герои агитируют зрителей именно на ежедневную покупку.
Более 50% рекламы таких продуктов идёт на детском телевидении в Испании, Швеции и Великобритании. Более 60% - в Греции и Италии, более 80% - в Германии и более 90% в Болгарии.
Интересно то, что дети набирают вес не только потому, что они всё время просиживают за телевизором и не занимаются спортом, а также потому, что из-за напора агрессивной рекламы они настраиваются на регулярную покупку вредных продуктов, которые ведут к ожирению. Вероятность увеличивается уже у тех детей, которые в возрасте 4 лет начинают распознавать ряд брендов. В начальной школе их «познания» искусственно расширяются. Производители могут размещать свои марки и логотипы на учебных материалах, дарить свою продукцию в качестве приза на школьных конкурсах и соревнованиях.
Оградить ребёнка от потока зомбирующей информации можно, если в семье есть культура питания, и вместо бутерброда родители кладут на обед ребёнку фрукты и овощи. Однако здравый диалог между родителями и их чадами может быть подорван. Некоторые рекламные ролики позиционируют покупку того или иного бренда как проявление заботы и любви к ребёнку. Эта парадигма побуждает людей покупать сладости и фаст-фуд детям в качестве поощрения, оставлять их «без сладкого», если они провинились.
В РФ никаких нормативов в отношении ужесточения маркетинга пищевых продуктов и напитков для детей до сих пор не принято.
Исполнительный директор Национального исследовательского центра «Здоровое питание» Зинаида Медведева о ситуации в России:
«Чтобы предотвратить эпидемию детского ожирения в России необходимо маркировать продукты питания. Это значит, что нужно обязать производителей указывать полный состав продукта и суточную норму веществ, которые там содержатся: транс-жиров и насыщенных жиров животного происхождения. Также необходимо, чтобы на этикетке было содержание и норма сахара и соли, все эти вещества опасны для здоровья. Именно тогда выбор потребителей будет осознанным. Сейчас замаркирована только часть продуктов – это масложировая продукция, главным образом, спреды и маргарины. Теперь можно разобраться в многообразии их ассортимента и выбрать сбалансированные по составу. Но это только первый шаг к культуре питания, которая нам необходима, ведь уже сейчас каждый четвёртый россиян имеет избыточный вес. На фоне ожирения стремительно развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы и диабет, которым несформировавшийся детский организм противостоять не может. 60% детей, которые имели избыточный вес до полового созревания, будут иметь избыточный вес в начале взрослой жизни».
Проблему также прокомментировала Татьяна Викторовна Строкова, д.м.н., ведущий научный сотрудник отделения педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетологии Клиники лечебного питания при НИИ Питания РАМН.
«Проблема ожирения, безусловно, весьма актуальна в современном мире. К ожирению приводят дисбаланс между потреблением и расходом энергии. Причины ожирения многогранны. Можно выделить несколько основных позиций: это психологические, и социально-экономические. В первую очередь следует рассматривать взаимоотношения в семье, в которой далеко не всегда могут организовать режим дня ребенка, чтобы он занимался и учебой, и спортом, при этом меньше смотрел телевизор, играл в электронные игры. Реклама – это один из небольших механизмов, приводящих к усугублению проблемы избыточного веса. При наличии взаимопонимания между родителями и детьми всегда можно найти те или иные слова, убеждающие ребенка не использовать регулярно тот или иной рекламируемый продукт. Важным фактором развития ожирения является наследственная предрасположенность. Также важная роль в борьбе с детским ожирением принадлежит государству, которое должно разрабатывать и внедрять программы развития физической культуры и спорта, формировать культуру питания, поддерживать семьи и организовывать для них психологические консультации, сюда же можно отнести контроль за рекламой».