Лето – время пересаживаться на велосипед. Куда на нем ехать – на работу, на дачу или в горный поход, уже дело ваше. Но от того, для каких именно задач вы намерены использовать двухколесного друга, будет зависеть ваш выбор.
Даже в городе можно увидеть велосипеды самых разных видов: прыгучие с маленькими колесами, узкие и изящные, толстенькие с чуть ли не «тракторными» протекторами. Но внешний вид должен стать последним критерием при выборе велосипеда. На первом месте стоит его функциональность. Начнем издалека.
По предназначению велосипеды принято делить на несколько классов. Деление это немного условно, и, тем не менее, существует.
Дорожные велосипеды
Отличаются легкой рамой, большими тонкими колесами и хрупкой на вид конструкцией. На них ставится многоскоростная коробка передач, что позволяет получить максимальную скорость в различных условиях при минимуме усилий.
Дорожные велосипеды рождены для того, чтобы быстро передвигаться по асфальту. Бездорожье, акробатика, агрессивная езда – не для этих аристократических транспортных средств. Зато им нет равных по скорости на ровном качественном покрытии. Еще бы найти такое покрытие.
Гибридный тип
В результате попытки приспособить дорожный велосипед для прогулочных поездок по неважным дорогам был создан так называемый гибрид. Эти велосипеды предназначены для еды по умеренно пересеченной местности: грунтовым дорогам, проселкам, лесным тропинкам.
Это компромиссный вариант с более сильной рамой, более широкими колесами. Он оптимален для городских поездок и загородных прогулок. Но для агрессивного катания конструкция гибридов недостаточно прочна.
Горный велосипед
Наиболее бескомпромиссными велосипедами являются горные. Мода на этот тип привела к тому, что именно они сейчас представлены на рынке наиболее широко. При том, что большинство «катальщиков» не используют весь диапазон их возможностей - агрессивную езду по бездорожью, скоростные спуски, акробатику.
Горные велосипеды отличаются жесткой усиленной рамой, небольшими широкими колесами для обеспечения максимальной прочности и проходимости. На дороге они уступят в скорости гибридам и дорожным велосипедам, но смогут забраться в такие дебри, где любой другой двухколесный транспорт попросту развалится от нагрузок.
В семействе горных велосипедов существуют различные классы, которые специально предназначены для того или иного стиля катания. Прежде всего, они различаются конструкцией рамы, о чем мы поговорим чуть ниже.
Существует специфический тип велосипеда, популярный в городских условиях – BMX. Название происходит от слов Bicycle Motor Cross. Эти велосипеды изначально были созданы для тренировок мотоциклистов, но очень быстро выделились в отдельное направление. Их часто используют для исполнения трюков на городском ландшафте: езды по перилам, лестницам, эффектных акробатических прыжков и сальто. У таких велосипедов нет коробки передач, конструкция предельно упрощена. Это делает их слабо пригодными для прогулок и поездок, туризма. Единственное их предназначение – исполнение трюков.
Велосипед и его скелет
Теперь приступим к выбору двухколесного друга. Как вы догадываетесь, недостаточно прийти в спортивный магазин и попросить: «Мне горный, пожалуйста». Чтобы не ошалеть от разнообразия горных (да и любых других) велосипедов, надо знать кое-что еще.
Типичный современный велосипед состоит из рамы и так называемого навесного оборудования: вилки, колес, переключателей, тормозов и т.д. Это означает, что в отличие от рамы, которая в велосипеде раз и навсегда, любое навесное оборудование можно снять и заменить на другое.
Рамы выпускаются многими производителями по своим собственным лекалам и технологиям, а вот навесное оборудование на редкость стандартно: его производят только 2-3 фирмы.
Когда производитель комплектует велосипед, он использует разработанную на фирме раму, дополняя ее этими компонентами в соответствии со своим видением ценовой ниши, предназначения и класса велосипеда. Об этом всегда следует помнить, выбирая велосипед: отдав предпочтение тому или иному производителю, вы покупаете лишь раму, разработанную им. Колеса, звездочки, цепи, переключатели скоростей – выпускаются сторонними поставщиками. Итак, главное в велосипеде – это рама.
Теперь на повестке дня вопрос: из какого материала должна быть сделана приличная рама?
Простейший вариант – хром-молибденовая сталь. Такие рамы тяжеловаты, но упруги, а потому комфортны при поездках на большие расстояния. С другой стороны, упругость делает велосипед менее «отзывчивым» в управлении: он хуже разгоняется и быстрее теряет скорость. А потому рама из хром-молибденовой стали – неважный выбор для езды в спортивном стиле по пересеченной местности. Зато для велотуризма это выбор, близкий к оптимальному. К комфорту здесь добавляется возможность ремонта в любой автомастерской, где есть сварочный аппарат.
Классом выше - рамы из алюминиевых сплавов. Они очень легкие, жесткие и, в отличие от хром-молибденовых, не подвержены коррозии. Благодаря высокой жесткости эти рамы очень отзывчивы, обеспечивают хорошее ускорение и сохраняют скорость в течение длительного времени.
Но у этой медали есть и оборотная сторона: алюминиевые рамы куда менее комфортны для длительных пробегов. Производители выходят из положения за счет специальной геометрии рам. Именно поэтому алюминиевые велосипедные рамы на сегодняшний день – лучший выбор по приемлемой цене. Это и является причиной их большой распространенности.
Обо всех остальных рамах – из титана, композитов, сплавов скандия и других экзотических металлов – можно сразу же забыть: они предназначены для профессиональных спортсменов, которые и без того в курсе их преимуществ и недостатков.
Незаменимых нет
Останавливаться детально на навесном оборудовании мы не станем – это тема долгая. Достаточно лишь знать то, что для своего велосипеда вы сможете подобрать навесное оборудование попроще, позатейливее, попрестижнее или пониже классом. Это полностью зависит от ваших желаний и возможностей.
Замолвим лишь словечко за производителей. Навесное оборудование во всем мире производит всего 2 конторы: Shimano и SRAM. Shimano – японская компания, до недавнего времени единолично контролировавшая рынок оборудования для велосипедов. До тех пор, пока туда не ворвалась американская компания SRAM, предложив сразу целый ряд уникальных решений, прежде всего в высших классах. Решения SRAM больше ценятся среди профессионалов и опытных велосипедистов, в то время как Shimano предлагает лучшие возможности для начинающих.
Все компоненты поделены производителями на классы от низшего до высшего, и ставятся на велосипед полным комплектом. У Shimano, это (перечислены в порядке возрастания цены и качества): SIS, Tourney, Acera, Altus, Alivio, Deore, Deore LX, Deore XT, XTR. SRAM не предлагает пока вариантов эконом-класса. Серии X-7, X-9 и X-0 соответствуют двум высшим классам от Shimano или превосходят их.
На этом, пожалуй, ликбез по выбору велосипедов закончен. А, обладая базовой информацией, вы всегда сможете дополнить ее самостоятельно и не дадите заморочить себе голову продавцам, советующим купить «самый крутой» велосипед.