8 апреля в Приморском районном суде Санкт-Петербурга вновь закипят нешуточные страсти. Здесь слушается громкое дело о шести погибших младенцах. На скамье подсудимых Елена Ермакова, принимавшая роды на дому, и ее муж – основатели скандально известного в северной столице центра родительской культуры «Колыбелька».
Напряжение достигло апогея – на прошлое судебное заседание обвиняемую доставили в наручниках. Беременная Елена Ермакова несколько раз уклонялась от появления в суде, ссылаясь на плохое самочувствие. Данные о слабости здоровья не подтвердились, и суд счел возможным поместить ее в следственный изолятор.
Сторонницы Ермаковой собирают подписи в защиту своей гуру и требуют вернуть ей свободу. В качестве аргумента приводятся пятеро Ермаковых-младших, которых лишили матери… Надо ли удивляться, что женщины, которые лишились детей в результате неудачных домашних родов, не имеют сил сочувствовать пяти живым и здоровым деткам своего «злого гения»?
Ввязываться в склоку, пытаясь разобраться, кто виноват, а кто свят – дело неблагодарное. Каждая интернет-публикация о «Колыбельке» вызывает шквал комментариев от верных последователей, выражающих готовность бежать босиком на край света, чтобы помочь Елене Ермаковой, и напоминающих о «персональном кладбище», которое есть у каждого врача. Мол, у Ермаковых статистика младенческой смертности куда благополучнее роддомовской, которая сокрыта за семью печатями.
Извините, но откуда же тогда у активистов движения за домашние роды такая уверенность, что статистика в роддомах ужасна? Если она скрыта, и никто ее не видел?
Скажу одну очень простую вещь. Никто и никогда уже не узнает, были бы живы шестеро ребятишек, отправься их матери в роддом своевременно. Никто стопроцентно не скажет – остались бы инвалидами двое малышей, если бы их принимали в роддоме. Но эти истории в любом случае вписались бы в легальную медицинскую статистику родов – удачных ли, неудачных… Супруги же Ермаковы не должны были иметь никакой подобной статистики. Ни лучше, ни хуже роддомовской. Просто потому что оказание таких услуг без лицензии незаконно. Остальные рассуждения на тему как развивалась ситуация в каждом конкретном случае, когда нужно было вызывать «Скорую» – излишни. Самой ситуации не должно было быть!
Человек, владеющий элементарными навыками поиска в интернете, найдет предостаточно рассказов о домашних родах с «духовными» акушерками или даже «соло». Иные отчеты будут с весьма откровенными фотографиями. Я давно слежу за темой домашних родов (безотносительно «Колыбельки») и прочитала очень много отчетов о родах в море, в ванну, в бассейн, на полу, на съемной квартире в чужом городе, тайком от родных. Иные из них настолько трогательны и прекрасно написаны, что вышибают слезу и умиление. Но каждый раз я напоминаю себе, что акушерка, которой возносят хвалу, благодарят за вполне конкретную, далеко не духовную помощь, действовала нелегально.
Человек без медицинского образования еще может при случае заявить, что просто шел мимо, а тут «женщина рожает». Если в дело вмешивается врач по образованию, то он как минимум понимает, что делает. И как максимум – на него в случае чего повесят всех собак. Потому что это врач. Елена Ермакова, к слову, врач.
Дело о «Колыбельке», которая продолжает функционировать все то время, пока длится следствие и суд, очень показательное. И прецедентное. На мой взгляд, это дело не о том, что нужно запретить, посадить, поставить крест и так далее. Это дело о том, что российские роддома, очевидно, не могут удовлетворить всех рожающих женщин. Те, кто вступил в «контры» с официальной медициной, все равно будут рожать дома. Чем больше запрещать, чем больше преследовать домашних акушеров, тем больше воды выльется на мельницу домашних родов в итоге. Ореол мученичества, имидж гонимого, пострадавшего за правду – он так привлекателен для подготовленной публики…
Ну, а запретить что-либо беременной - и вовсе дело безнадежное. Когда запрещали аборты, женщины рисковали своей жизнью, избавляясь от плода криминально. Домашние роды с акушеркой вне закона – и женщины продолжают рисковать своей и ребенка жизнью, рожая в стиле «назад к природе».
Можно долго говорить о пользе красивых натуральных родов, о том, что беременность — не диагноз, а роды — не операция. Можно с горящими глазами утверждать, что наши врачи не знают, что делать со здоровыми детьми, они умеют только лечить больных. Однако если немного подумать и понаблюдать, станут понятно, что за всем этим стоят деньги. И немалые. Презренный металл правит бал в нынешнем буме «естественного» родительства.
Чтобы родить в свою ванну или бассейн с акушеркой, оказывающей только «моральную поддержку», нужно выложить круглую сумму денег за сами роды и за курсы подготовки к родам. Потом следуют курсы по уходу за младенцем, консультирование по налаживанию грудного вскармливания. Плюс рекомендованные витамины, БАДы, натуральная косметика, прочие товары – от слингов до матерчатых подгузников и одежды для кормления грудью.
Существенная часть этих денег просто переходит из рук в руки, минуя налоговые службы… Очень простая арифметика, на самом-то деле. «Естественное родительство» — игра для небедных людей. И пока она выгодна, гуру будут в нее играть.
Что интересно: люди, шарахающиеся от официальной медицины, охотно платят за домашние роды. Элементарные подсчеты говорят о том, что затраты на «естественность» легко могут превратить «противоестественный роддомовский кошмар» во вполне приятное легальное мероприятие – с отдельной палатой и присутствием родственников при рождении малыша. Да что там греха таить, денежное вознаграждение легко приводит к тому, что младенец пригляжен, а роженица только что не зацелована. Можно платить через кассу по контракту (что, по жалобам некоторых, не всегда дает желаемый результат). Можно искать грамотного врача и вручать гонорар непосредственно ему. И еще вопрос, где получится дешевле.
И не стоит забывать существенной о разнице между «естественными» родами и родами под присмотром медиков. В первом случае, если возникнет угроза жизни ребенка, «мама сама виновата, ее ребенок не хотел жить с ней». Во втором — детская реанимация и операционная в случае надобности всегда в шаговой доступности.
***
Точку в деле «Колыбельки» и семьи Ермаковых поставит суд. А вот вопрос о выведении домашних родов из «сумрака» останется открытым. Если уж женщины считают, что имеют право выбора, где им родить своего ребенка, не лучше ли дать им выбор между хорошим роддомом и обученной домашней акушеркой, чем выбор между не лучшим роддомом и нелегальной духовной наставницей?
Сдается, даже убежденные сторонницы принципа «дома и стены помогают» предпочли бы подписать с лицензированной акушеркой нормальный договор, в котором бы четко прописывались права, обязанности, степень ответственности сторон и ситуации, в которых обращение в больницу произойдет незамедлительно. Безусловно, это не искоренило бы частную практику совсем (если только не начать быстро и надолго сажать всех нелицензированных домашних-духовных акушеров без исключения). Но многие люди, имея выбор между легальным и нелегальным, при прочих равных выбрали бы законный путь.