Будь здорова: разделы

Кулинария в исторических зарисовках

Фото:
 4 минуты

    Никогда не угадаешь, почему некоторые блюда называются именно так, а не иначе. Почему салат – «Цезарь», а торт – «Наполеон»? Почему не наоборот?

    Поделиться
    Отправить

    Никогда не угадаешь, почему некоторые блюда называются именно так, а не иначе. Почему салат называется «Цезарь», а торт – «Наполеон»? Почему не наоборот?

    Казалось бы, какая разница? Ведь оба персонажа, именами которых назвали блюда, были не кулинарами, их придумавшими, а военачальниками. Однако не стоит спешить с выводами. «Наполеон» был назван, действительно, в честь императора Наполеона, а «Цезарь» – в честь Цезаря, но другого...

    ЖЗЛ

    Жил в начале XX века в Америке итальянский эмигрант Цезарь Кардини. Из-за сухого закона он был вынужден вести свой отельно-ресторанный бизнес за пределами США, в Мексике. И вот 4 июля 1924 года в его заведение нагрянули голливудские звезды, хотелось им отметить День Независимости как белым людям – с выпивкой.

    Цезарь запаниковал: запасов спиртного – залейся, а закуски мало. И тогда он соорудил то, что, согласно поговорке, женщины делают из ничего (вместе во шляпкой и скандалом) – салат. Оливковое масло, хлеб, яйца, чеснок, сыр, лимоны, вустерский соус, листья салата, – вот основа его знаменитого «Цезаря», который разошелся по свету и приобрел многочисленные вариации.

    Зато торт «Наполеон» имеет к своему великому тезке самое непосредственное отношение. Он был изобретен российскими кондитерами в 1912 году, когда праздновалось 100-летие изгнания французов из Москвы. Изначально торт был треугольной формы – это должно было напоминать императорскую треуголку. Сейчас он прямоугольный и нарезается на пирожные, но название сохранилось.

    Есть и более романтическая, но и более сомнительная версия, согласно которой торт изобрел сам Наполеон. Якобы любвеобильный император, будучи застуканным за приватной беседой с фрейлиной, клялся Жозефине, что просто делился с ней рецептом тортика.

    Парижские тайны

    Традиции давать блюдам имена их создателей мы обязаны Франции. Именно там, где искусство гастрономии ценится высоко, и вдохновение повара приравнивается к священному безумию поэта, появилось понятие haute cuisine – «высокая кухня». В ее основу легла изысканная кухня французских королей.

    Сочинением новых блюд увлекались даже многие вельможи. Названия соусов субиз, бешамель – имена придворных Людовика IV, которые их изобрели (или выдали за свое изобретения своего повара). Эти соусы к мясу и рыбе, включающие бульон, муку, лук, сливки или сметану, получили широкое распространение и даже использовались в советском общепите – правда, обычно без указания имен.

    Но, если говорить о вкладе французов в новейшую русскую историю, никакое блюдо не сравнится с салатом оливье. Изобретенный в конце XIX века французским ресторатором Люсьеном Оливье и подававшийся в московском ресторане «Эрмитаж» как фирменное блюдо, салат ушел «в народ» и пережил несколько взлетов и падений.

    Сначала салат оливье был символом буржуазного благополучия и французской утонченности, но он исчез вместе с «Эрмитажем» в 1917 году. В возрожденном же в период НЭПа «Эрмитаже» оливье был, по свидетельству Гиляровского, «из огрызков».

    В 1930-е годы чудо-салат был в опале и расценивался как буржуазное чревоугодие, а в военные и послевоенные его приготовление вообще было невозможно по вполне понятным обстоятельствам.

    Лишь в 1960-е, с появлением промышленного майонеза и консервированного горошка, оливье (он же столичный, он же зимний) снова появляется на столах, на этот раз в качестве праздничного блюда победившего социализма. По странной прихоти судьбы сначала он становится символом благополучия, а чуть позднее (в 1980-е годы) – символом мещанства.

    Отгремела голодная перестройка: в магазинах – новые продукты, на слуху – новые кулинарные рецепты. И опять про оливье забыли, однако с появлением моды на советскую эстетику, вспомнили. Но теперь его окружает аура тайны: возникают предположения, каким был салат изначально – из рябчиков, телячьего языка, паюсной икры, отварных раков, каперсов, пикулей и неведомой сои кабуль. Связано это с тем, что Люсьен Оливье держал рецепт в тайне и умер, не передав его никому.

    Самая экзотическая версия гласит, что только два человека во Франции являются хранителями истинного оливье, и когда умирает один, второй находит следующего хранителя и передает рецепт ему.

    Голод – не тетка

    Если вы до сих пор уверены, что все популярные блюда обязаны своим рождением продуктовому изобилию, то глубоко заблуждаетесь. С салатом «Цезарь» все ясно, но есть и другие «экономные» блюда.

    Возьмем, к примеру, австрийское лакомство «кайзершмарн» – рваные, поджаренные до румяной корочки сладкие блинчики. По легенде они появились так. Однажды, охотясь в горах, кайзер заблудился и зашел в избушку лесника. Хозяйка, взбудораженная визитом царственной особы, не сумела поджарить блины, и они все получились «рваными». Впрочем, кайзер со здоровым аппетитом проголодавшегося мужчины съел блинчики и потребовал рецепт. Сентиментально, как и вся немецкая романтическая поэзия.

    С майонезом связана не менее прекрасная история. В XVIII веке в самый разгар англо-французских военных действий англичане взяли в осаду город Майон. У французов быстро закончились съестные припасы, и беднягам пришлось перейти на почти подножный корм – запасы оливкового масла и яйца индеек. Когда же омлетно-яичное меню несколько поднадоело гарнизону, повар начал экспериментировать, и вскоре получился соус из растертых желтков, оливкового масла, соли-сахара и пряностей, в числе которых была обязательная горчица.

    Так в 1757 году появился майонез – то есть майонский соус. А кто не верит, пусть думает, что слово «майонез» происходит от прозаического «moyeu» (франц.) – «желток».

    О возвышенном

    В 1929 году русская балерина Анна Павлова посетила с гастролями Австралию. Гостиничный повар Герберт Сачс так был восхищен ее искусством, что изобрел в ее честь десерт и назвал его «Павлова». Десерт был весь томный, белый и воздушный, как балетная пачка, и состоял из безе, крема и фруктов.

    Кстати, близкий к нему по рецепту советский торт «Полет» тоже включает безе: видимо, оно одним своим внешним видом наводят на мысль о пребывании в воздухе. Но почему торт, именуемый в Баку «Месроп Маштоц» и состоящий из бисквита, безе, крема и орехов, получил свое название – остается загадкой. Неужели создатель армянского алфавита и основатель армянской письменности был таким же трепетным и воздушным как прима-балерина?

    К сожалению, кулинарных изысков, названных «со смыслом» не так уж много, разве что местечковый шеф-повар как-нибудь выпендрится.

    Чаще же всего мы имеем дело с салатами овощными, супами без названия (но с перечнем входящих ингредиентов), картофелем фри и мясом-рыбой (с указанием какое именно мясо-рыба). Хочешь – не хочешь, будешь рад и плову по-узбекски, и шашлыку по-карски, и мясу по-бургундски, и котлетам по-киевски. Не история, но хотя бы – география...

    Будь здорова: разделы
    Связанные статьи
    Медпортал нашел для вас 4 связанные статьи
    Тема номера

    Эмоции под контролем

    Какие эмоции принято выражать на людях, а какие – носить в себе, сильно зависит от культурной традиции. Очень показателен в этом плане недавний опрос фонда «Общественное мнение», проведенный в сотне российских городов и посвященный тому, как люди относятся к чужим и к собственным проявлениям эмоций. Началось все за здравие: почти 60% опрошенных заявили, что им приятнее люди, которые способны контролировать свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Однако, как выяснилось, опрошенные имели в виду в первую очередь рабочие отношения.

    Пища для ума

    Антинобель: премия для безумных ученых

    Признаться, никому еще не удалось озолотиться, получив Шнобеля. Лауреату достается медалька из фольги или пластиковые клацающие челюсти. Кроме того, Шнобелевский комитет не оплачивает лауреатам дорогу до Гарварда.

    Колонка злого критика

    Колонка злого критика. Выпуск №36

    О вырезании сердца, лечении водкой и звуках печени.

    Колонка злого критика

    Колонка злого критика. Выпуск №32

    Об антираковом лопухе, мимикрирующей рекламе БАДов и вездесущей Калифорнии.