При грубом подсчете двенадцать лет своей жизни человек проводит на работе. Ходить на бизнес-ланчи и совещания все эти годы приходится с очень разными людьми. И, надо сказать, далеко не всегда приятными. Менять работу из-за коллеги-самодура, который даже не начальник – обидно, терпеть его глупость — прямой путь к невропатологу. Поэтому ради стабильности и психического здоровья стоит постараться и сделать так, чтобы неприятный тип стал меньше беспокоить.
Свою «неадекватность» в офисе человек может проявлять в отношении к окружающим, к работе или к себе.
Отношение к коллегам
Тип 1. Свой в доску
Такие люди обсуждают подробности своей личной жизни со всем офисом. Во время общего совещания они нашептывают на ухо соседу рассказы о собственных интимных переживаниях, в аське спрашивают, продавать или не продавать машину. Они вполне способны и на фривольные поступки по отношению к окружающим. Например, отпустить сальную шутку в адрес секретарши или, после пятой рюмки поздравляя генерального директора с днем рождения, кинуться на него с объятиями.
Чем чревато
У подобных людей нет внутренней границы между частным и общественным. Поэтому они не видят разницы между другом и коллегой и уверены, что при малейшей неурядице на работе, те, с кем они так «близки», просто обязаны прикрывать их перед начальством. На того, кто не станет их выгораживать, они, скорее всего, обидятся и весь офис узнает о «подлости» этого человека.
Что делать
Не вступать с такими людьми в диалог и не рассказывать о своей личной жизни. Переводите разговор на работу. Вам говорят о теще – вы спрашиваете, подписан ли договор. Кстати, слова «Прости, но у меня так много дел. Давай, поболтаем попозже» тоже хорошо работают.
Тип 2: Не влезай, убьет
Кажется, что в жизни таких людей есть только работа. Им никогда не звонят из дома. Если же это происходит, то они уходят в коридор и разговора никто не слышит. Любые офисные обсуждения путешествий, детей или кулинарии проходят без их участия. На корпоративных праздниках они обычно сидят в стороне и, после завершения официальной части, куда-то исчезают.
Чем чревато
Возможно, о таком человеке однажды придется услышать по телевизору: «Скромный инженер такой-то компании, оказался маньяком-убийцей». Шутка, конечно, однако не без доли правды. Подобная замкнутость действительно может быть следствием психологических проблем и комплексов. На работе присутствие подобного «тихони» будет неизменно вызывать внутренний дискомфорт у окружающих.
Что делать
Не нужно его перевоспитывать – себе дороже. Не разговаривайте с ним о личной жизни, старайтесь в их присутствии не шутить. «За глаза» обсуждать с другими коллегами их нелюдимость тоже не стоит. Сплетни в свой адрес они воспринимают очень болезненно.
Отношение к работе
Хороший сотрудник – человек, который и самостоятелен и самокритичен одновременно. Однако зачастую многим не хватает либо того, либо другого.
Тип 1. Помоги мне, помоги
Придя за советом, как правильно составить договор, такие люди обязательно сделают так, что вы не только его составите, но и распечатаете, утвердите и подпишете. А маленький вопрос о том, как вставить фотографию в презентацию, превратиться в трехчасовой урок по пауэр пойнту.
Чем чревато
Очень быстро вам перестанет хватать рабочего времени для собственных дел. Поэтому придется задерживаться в офисе после семи и иногда приезжать туда по субботам.
Что делать
Стать для них «некомпетентным коллегой», поступиться своим честолюбием и научиться говорить «не знаю». Рассказывайте, что еще сами не разобрались в этой программе до конца или совсем недавно сделали в таком же документе кучу ошибок.
Тип 2: я все знаю
Не зная точно, как делать доклад, они обязательно его сделают и, скорее всего, из рук вон плохо. На все упреки: «Почему не попросил помочь?», ответ будет один: «Я знаю, как лучше». Причем эта самоуверенность обязательно будет подкреплена рассказами об удачных в этой области проектах на прошлой работе.
Чем чревато
Любой бизнес – это командная работа. Поэтому, часто, если один допустил ошибку, а все остальные ее не заметили, так или иначе, наказывают весь отдел. Поэтому за его излишнюю самоуверенность вполне могут лишить премии или «наградить» выговором и вас.
Что делать
Здесь поможет только полный контроль над работой такого человека. Раз или два в неделю придется интересоваться, чем именно он занят. Если это хоть как-то входит и в вашу компетенцию, следите за тем, что и как он делает.
Отношение к себе
В любом офисе, как и в обществе, обязательно есть и свои «сумасшедшие» и свои «звезды». И те и другие для окружающих могут стать проблемой.
Тип 1: офисные сумасшедшие
Кажется, что такие люди постоянно погружены в себя. Однако в момент просветления они любят давать коллегам странные советы. Например, рекомендуют не ходить до метро той дорогой, где на пути стоит памятник Гоголю. Ведь Николай Васильевич не любит, когда вокруг него много народу. Они же могут выдать начальству, что их трехчасовое опоздание – результат разъединения энергетических потоков.
Чем чревато
Такие люди чаще всего безобидны. Однако их непредсказуемость иногда выбивает из колеи и может стать причиной неурядиц. Например, вы вместе опаздываете на встречу, а он отказывается идти короткой дорогой мимо того самого Гоголя.
Что делать
Расслабиться, и, может, начать записывать «выходки» подобных персонажей для будущих мемуаров.
Тип 2: «выше» всех
Такие люди обустраивают свою рабочую жизнь с комфортом: сидят в самом лучшем месте офиса, за самым большим столом, с самым мощным компьютером. Никто не понимает, каким образом эти социальные блага им достаются. Поэтому, зачастую, их начинают подозревать в особой дружбе с начальством. Хотя никаких подтверждений этому нет, они все равно ведут себя с остальными заносчиво и по-хозяйски. Как будто только час назад поиграли в теннис с «главным».
Чем чревато
Офисные «звезды» будут любой ценой бороться за свой статус. Например, если вам вдруг достанется лучший бутерброд на корпоративном празднике – это может стать причиной вражды.
Что делать
Если ваши дороги вдруг пересеклись, лучше пойти на хитрость и случайно уступить: свое место на совещании, больший по размеру монитор или очередь в столовой.