Однажды мне довелось наблюдать большое торжественное сборище близких и дальних родственников. На нем присутствовало одно не слишком благополучное семейство: дама с мужем, на лице которого слишком отчетливо читались следы прочной взаимной любви к алкоголю.
С дамой мы участвовали в нарезке салатов: орудовали ножами и перекидывались весьма незначительными фразочками, как вдруг она завела долгую и осмысленную речь о том, что ее муж – совершенно чудесный, добрый человек, просто у него сейчас сложный период. Формальных поводов к такому монологу, честно говоря, никто не давал. Судя по тому, какими взглядами обменивались другие, не слишком близкие родственники, стало ясно, что этот «сложный период» длится у него, по меньшей мере, лет пятнадцать. Глядя на мужа, легко поверить, что он тоже озабочен наличием «сложного периода» в собственной жизни.
Не надо быть медиком, чтобы понимать: сложный период, длящийся больше десятка лет и сопровождаемый употреблением соответствующих напитков, называется «алкоголизм». Звучит не столь благородно, но дело тут не в звучании. Подобные объяснения каких-то жизненных коллизий нужны не для окружающих, а для самого человека, выдумавшего объяснение: так он поддерживает устойчивость имеющегося миропорядка и объясняет себе свое место и свою роль в семье. Такие объяснения называются семейными легендами.
Семейные легенды достаточно устойчивы – никто из членов семьи не подвергает их сомнению: как-никак, легенда является универсальным, устраивающим каждого объяснением на тему «почему у нас все так, а не иначе». И одновременно семейная легенда – свидетельство определенного неблагополучия. Потому что критическое отношение к действительности в ней и не ночевало.
Кем быть, каким быть
Поскольку функция семейной легенды – придать стабильность текущим отношениям, имеющемуся положению вещей, то она обязательно апеллирует к идеальным образцам: неземной любви, великим поступкам, идеальным союзам, исконным традициям.
Считается, что семейная легенда служит самоидентификации всех членов семьи, она призвана ответить на вопросы: «Кто мы такие?» или «Какие мы?». Вот достаточно часто встречающиеся семейные легенды.
«Что бы мы делали без него?» (или без нее)
Это миф о спасителе всей семьи, который дает помощь и поддержку всем остальным. Таким спасителем может быть дедушка-академик, получивший от государства кучу льгот и даров, что помогает сносно существовать его неприспособленным детям и внукам. Спасителем может оказаться мужчина, который последовательно женится на глуповатых, простоватых, эмоционально ограниченных девушках ради того, чтобы их развить.
И, разумеется, наиболее часто встречающийся вариант «мифа о спасителе» – женский, когда на шее у матери семейства муж, не встающий с дивана, оболтусы-дети и длинный список прочих неприятностей. С их помощью спасительница чувствует себя нужной, востребованной, ощущает самоуважение.
«Героическая семья »
Это семья с богатым историческим прошлым и с серьезным, слишком серьезным к себе отношениям. На протяжении нескольких поколений каждый из ее членов как-то отличился – занимал видные посты, получал премии, брал города, дослуживался до генерала или с блеском защищал докторскую. Члены героической семьи каждый день живут так, будто не сходят с театральных подмостков: простые чувства и незамысловатые поступки – это не про них. Если страсть – то роковая, если вражда – то навеки, если битва – то не на жизнь, а насмерть, если сложности – то небывалые.
Герои гордятся таким поведением, считают его проявлением особой закалки. В таких семьях обычно весьма сурово наказывают детей. Главное для героя – чтобы было за что биться, иначе они киснут, чахнут и не находят себе применения. А что касается таких вещей, как радость, забота о себе и своем здоровье и самоирония – героям они незнакомы.
Кстати, самоощущение человека из «героической семьи» хорошо уловлено Львом Толстым в «Войне и мире»: Андрей Болконский, который (как помнят те, кто внимательно прочел эпопею хотя бы до половины) мечтал в начале войны о карьере Наполеона: это были не совсем его личные мечтания, так проявлялось стремление быть достойным своих предков, легшее на его плечи тяжелейшим грузом.
«Благополучная семья»
Вышеупомянутый пример о муже-алкоголике и его жене как раз из разряда мифов о благополучии. Члены таких семей изо всех сил отрицают, что у них что-то не так. Они пытаются создать видимость полной гармонии не только в глазах окружающих, но и в своих собственных.
В такой семье не может быть никаких «откровенных разговоров», проблемы и претензии друг к другу замалчиваются годами. Хуже того, членов «благополучной семьи» словно магнитом тянет на публику – продемонстрировать, что у них все о’кей. В таких семьях игнорируются внутренние потребности в пользу каких-то заметных символов благополучия – например, жена готова долго копить себе на шубу вместо того, чтобы отремонтировать зубы, а всем знакомым и родственникам рассказывать, что шубу подарил ей муж.
«Наши проблемы исчезнут с появлением ребенка»
Этот миф не слишком «долгоиграющий»: как правило, появления ребенка не ждут десятилетиями. Однако разрушительные последствия подобного подхода видны невооруженным глазом. Семейные отношения резко ухудшаются (ни один семейный кризис еще не разрешило появление малыша), а ребенок изначально воспринимается как средство, не оправдавшее надежд.
«Женщины в нашей семье всегда были слегка сумасшедшими»
Здесь можно иметь в виду что угодно – от некоторого помешательства до склонности к легкомысленным поступкам. Очень удобное объяснение и для самой женщины, и для членов ее семьи. «Слегка сумасшедшую» оно избавляет от ответственности за свою жизнь и свои поступки («что поделать, наследственность!»), а родственникам дает право на снисходительное отношение к «дурочке».
Легендарные личности
Срок годности у семейных легенд достаточно разный: одни живут несколько лет, другие благополучно существуют на протяжении нескольких поколений. Вопрос в том, откуда они берутся и куда исчезают. С появлением семейных легенд все обстоит довольно просто: любо они достаются нам в наследство от наших родителей, либо их изобретают «на месте» одни члены семьи и подхватывают остальные.
Психологи утверждают, что идеальная почва для появления таких легенд – семья с достаточно сильной сплоченностью и в то же время с низким уровнем адаптации к действительности.