Слово «маргинал» зачастую несет в себе негативную окраску, а иногда равно ругательству. Топорный перевод этого термина с латыни выглядит забавно – «пограничник». Маргинал – тот, кто находится на грани, на краю, на отшибе. То есть, отдельно от основной массы.
За 101-й километр
Если брать понятие «маргинальность» в узком смысле, то перед нами предстает человек, полностью выпавший из структуры общества. Деклассированный, без каких-то занятий и уж тем более без обязательств. Кстати, подобная публика хорошо знакома каждому еще по школьной программе: впервые в литературе маргиналы появились в горьковской пьесе «На дне». Обитатели ночлежки (несмотря на то, что многие из них обладали профессией и какими-никакими деньгами, хотя бы для того, чтобы платить за жилище), не занимались почти ничем, кроме возлияний и разговоров о смысле жизни. То есть, являлись тем, что мы на сегодняшнем языке называем бомжами.
Маргиналом в этом смысле можно стать двумя путями: либо быть отвергнутым обществом, либо самому первым начать его отвергать. Иначе говоря, путь маргинала связан либо с нарушением каких-то норм, либо с очень витиеватыми представлениями о действительности.
С точки зрения общества, подобные люди – безусловно, являются для него балластом. Они вроде пчел-труней, не выполняющих в улье никакой полезной работы. Но это только на первый взгляд. На деле, общество само нуждается в маргиналах.
В конце XVII века во Франции возникает идея эксперимента по очистке нации от такого рода трутней. Правительство решило полностью избавиться от маргиналов: начались облавы на умалишенных, нищих, тунеядцев и проституток, большинство которых оказались в казематах. И что же? В первозданной чистоте нация пребывала всего ничего. Через недолгое время во Франции снова начали появляться маргинальные элементы: сообщества нищих заменило сообщество воров, бордели переехали в новое место, и жизнь вернулась на наезженную колею.
Выходит, маргиналы зачем-то нужны? Этому факту есть психологическое объяснение: маргинал является чем-то вроде нулевой отметки на оси общественных координат. Это фон, который выгодно оттеняет достоинства и достижения остальных. В самом деле, наверное, каждому из нас приходилось хоть раз сравнивать свою жизнь с жизнью заросшего типа, коротающего свое время на лавочке с портвейном. И делать однозначный вывод: а все-таки я молодец! Не скатился, кое-чего добился, имею за душой небольшие накопления, а в светлом будущем – определенные перспективы. То есть, любому обществу нужны отверженные, чтобы подкреплять свой собственный мир, свои представления о том, что считается нормой.
Ну а что касается желания решить проблему на национальном уровне, то после запрета или уничтожения одной разновидности маргинальности, на ее месте вскоре появится другая. В обществе всегда будут существовать люди, которых по тем или иным причинам отвергает или презирает большинство.
В ногу со временем
С середины XX века понятие «маргинал» стало менять свое значение. А точнее – потихоньку расширяться. К маргиналам стали причислять тех, кто не разделяет популярных на текущий момент убеждений, не ведет образа жизни, считающегося модным, имеет экзотические цели и стремления. То есть, к маргиналам стали принадлежать все те, кто оказался «не в струе», «не в теме».
Эпоха зачастую диктует людям стиль жизни, стремления и цели. Например, в семидесятые очень естественно воспринималось то, что каждый второй школьник мечтает стать космонавтом. Сейчас подобное детское стремление вызвало бы опасения у родителей и насмешки среди сверстников. При том, что саму профессию космонавта нельзя назвать сейчас низкооплачиваемой или непочетной. Просто она – маргинальна. А значит, не соответствует мейнстримным представлениям о том, как должен жить и чем заниматься средний человек.
Мейнстрим здесь возник не случайно. Он так и переводится – «основное направление», в котором движется подавляющее большинство. Современный мейнстрим весьма рельефно вырисовывается при чтении глянцевых журналов: стабильная работа, фитнес-клуб, покупки в кредит, Мейнстрим – это удобная, уже много раз протоптанная дорожка, которая с наименьшими рисками и потерями ведет к определенной стабильности и благополучию в духе поговорки «не хуже, чем у других».
Однако если маргинальность во все времена подразумевала под собой примерно одну и ту же модель поведения, то мейнстрим для каждой эпохи – свой. Когда-то было модно состоять в масонской ложе, когда-то – работать на стройках века, еще не так давно – защищать кандидатскую диссертацию и трудиться в заштатном НИИ.
Маргинальность и мейнстрим – это две стороны одной медали, которые не существуют в отрыве друг от друга. Те, для кого социальная стабильность превыше всего, выбирают для себя мейнстрим. Те, кто отрицает социум или ищет новые пути, так или иначе воспринимаются окружающими как маргиналы. Вопрос не в том, какую линию поведения выбирать. Вопрос – в ощущении собственной правоты.