Если вы не заканчивали Литературный институт – это вовсе не значит, что вы не можете стать писателем. Сегодня книги пишут все: менеджеры среднего звена и домохозяйки, медики и преподаватели. Всего-то и нужно: иметь воображение, четко представлять себе, о чем будет книга, и уметь если не красиво, то хотя бы грамотно расставлять слова в предложении. Ну и естественно, ХОТЕТЬ написать свою книгу.
Рукописи не горят
Предположим, героические усилия не прошли даром – книга написана. Осталось ее опубликовать. Теоретически буквально каждый человек может прислать свое любимое и выстраданное литературное детище в какое-нибудь из крупнейших издательств, занимающихся художественной литературой, - АСТ, ЭКСМО, ОЛМА-Пресс и т.д. А что же дальше?
Путь, который проходит рукопись, прежде чем быть принятой в печать, не очень долог, но тернист. Обычно рукописи, пришедшие, как говорят в издательствах, самотеком, сначала просматривает главный редактор и что-то отсеивает с ходу. Потом их направляют на внутреннюю рецензию.
Есть такие тихие, мало кому известные внештатные сотрудники при каждом издательстве, которые читают присылаемые рукописи и пишут всё, что о них думают - хорошо ли "изготовлено", для какой целевой аудитории предназначено, да и стоит ли вообще это печатать. Если вдруг внутренняя рецензия написана невразумительно, или рецензент не уверен в своем мнении (а так бывает), то рукопись дают второму рецензенту. Потом одобренные или спорные рукописи возвращаются обратно главному редактору, и он принимает уже окончательное волевое решение - превращаться рукописи в книгу или оставаться экзерсисом, имеющим ценность лишь для автора, его родственников и друзей.
В случае одобрения с автором связывается редактор (нет, не главный, просто редактор издательства). После чего заключается договор, и рукопись уходит в работу. Нередко автору отдают рукопись на доработку: что-то доделать, что-то переписать, что-то убрать.
На один цикл "прочтения и одобрения" уходит в среднем месяца два. То главный в командировку уедет, то рецензент запьет горькую, а рукописи ведь идут потоком. Впрочем, не всегда.
Любой сотрудник издательства скажет, что случаются наплывы, и бывает «мертвый сезон». Наплывы обычно приходятся на ноябрь-январь и на апрель-июнь. Почему именно в это время, вполне понятно: творческая активность (как, впрочем, и заболевания - вопреки распространенному мнению, не только психические) обостряются осенью и весной. Ну а июль-август - обычно «мертвый сезон»: летом ведь все, включая писателей, стараются отдохнуть.
А теперь - внимание. Не во всех издательствах принято извещать автора о том, что его рукопись отвергнута. Поэтому если прошло два месяца, а издательство ни гу-гу, - не ждите милостей от природы, звоните и требуйте информации: вы имеете полное право знать о судьбе вашего детища!
Да, и еще. Если вдруг сюжет показался издателям крайне интересным, а с языком и стилем... ну, в общем, не очень, рукопись могут отдать какому-нибудь специальному редактору на литературную обработку. Это, конечно, неприятно - ведь гонорар в этом случае будет заведомо меньше, но для первого раза вполне ничего.
О чем пишут современные писатели?
Автор этих строк имеет об этом некоторое представление, потому как по долгу рецензента прочел более сотни пришедших по самотеку рукописей.
Прежде всего авторы ориентируются на подражание популярнейшим среди читателей книгам. После оглушительного успеха Коэльо дамы ринулись писать философические повести про героев, носящих испанские имена. Когда взошла звезда Лукьяненко - тут же воспрял жанр фэнтези, а авторы начали рассуждать о нелегких взаимоотношениях Света и Тьмы. Появляются мистико-исторические детективы в духе «Кода да Винчи» и продолжения приключений Гарри Поттера. Писательницы иронических детективов в следование Донцовой наполняют свои книги кулинарными рецептами и приключениями домашних животных и т.д. Только вот Пелевину почему-то никто подражать не хочет.
В жанровом отношении лидируют , как и стоило предполагать, детективы и женские любовные романы (каждый жанр составляет почти треть самотека). Причем из детективов авторы отдают предпочтение ироническому и классическому, с расследованием, а вот необыкновенно популярные в 90-е криминальные детективы со стрельбой и золотозубыми бандитами отходят на второй план. На третьем месте - фантастика и фэнтези, а затем следуют мистические, эзотерические романы и юмор.
Что касается тем, волнующих современных авторов - их очень много. В значительной части самотека самых разных жанров сюжет сосредоточен вокруг политических интриг, действий мафии или спецслужб. На втором месте - семейные тайны и супружеская измена. Любимые герои детективов - это мафиози, маньяки, террористы и торговцы донорскими органами. Очень мало пишут про наркотики и секты. В мелодрамах цветет пышным цветом дворянская эстетика (впрочем сдающая позиции ностальгической советской эстетике).
А еще в последнее время набирают силу такие темы, как знакомства по Интернету, тайны виртуального мира и жизнь офисных работниц - секретарей, менеджеров среднего звена, редакторов журналов. Ведь для них-то по большому счету это всё и пишется.