Американские экономисты давно поняли, что лучший подарок – отнюдь не книга, как до сих пор наивно полагают некоторые россияне, а шуршащие бумажки с циферками, видами разных местностей и известных личностей, хранящиеся в банках и кошельках.
Профессор Джоэль Вальдфогель из Школы бизнеса «Wharton» еще в 2002 году, опросив 1044 человека, выяснил, что в среднем субъективная оценка стоимости подарка на 10% ниже реальных затрат дарителя, а в случае, если подарок сделан родственниками жены или мужа – вообще на 40%.
Согласно другому опросу, проведенному в декабре 2006 года Impulse Research и KFC Corporation, 40% американцев передаривают неудачные подарки или продают их на интернет-аукционах, а еще 30% без колебаний поступили бы точно так же, если б не боялись, что об этом прознают дарители.
Наши соотечественники также почти никогда не остаются довольны подарками, как показал мартовский опрос ВЦИОМ. Тем не менее, отношение к деньгам в качестве подарка все же двойственное. Конвертики с купюрами на нашей родине уже вполне прочно вошли в обиход, если речь идет о свадьбе или другом праздничном событии, предполагающем мощное переустройство всей жизни и требующем соответствующих затрат. А вот в других случаях дарить деньги считается все-таки неприличным.
Выход – подарить как бы деньги, но как бы и не деньги вовсе: по данным того же ВЦИОМа, только 8% россиянок были бы рады получить деньги в подарок на Женский День, но более 20% не отказались бы от подарочных сертификатов.
На карту поставлено...
Подарочные сертификаты, если кто вдруг еще не в курсе, – это пластиковые карточки (реже – бумажные купоны) на определенную сумму, в рамках которой одариваемый может сам смело выбирать себе какую-либо вещицу или услугу. Бывают, правда, и сертификаты на строго определенный дар.
Карты номиналом ниже 300 рублей в столице обнаружить не удалось, верхняя же граница теряется среди шести-семизначных чисел и далее. Как правило, карта действует в течение года, реже – полугода или даже одного месяца, еще реже – бессрочно.
Если была израсходована не вся сумма, разница может сохраняться до следующего раза, а может и сгорать. Если же, напротив, счастливому обладателю сертификата приглянулось что-то подороже, можно просто доплатить, достав из широких штанин свой собственный кошелек.
Иногда, кстати, на сертификатах деликатно не указывают сумму возможной траты, а просто перечисляют варианты. А некоторые сертификаты действуют еще и как накопительные дисконтные карты. Наконец, существует и опция «подарить скидку» – то есть одариваемый просто-напросто получает дисконтную карту, а значит, раскошеливаться ему все-таки придется самому.
Мальчики налево, девочки направо
На Западе рынок подарочных сертификатов вырос из желания сделать приятное мужчине, у нас – женщине.
«У них» первые попытки такого рода были связаны с продажей электроники и бытовой техники, «у нас» – парфюмерии, косметики и услуг по сохранению и обретению аппетитного вида. И именно эти типы сертификатов до сих пор пользуются наибольшим спросом. Причем, как ни странно, одаривают подарочными купонами своих родных и близких, а также и дальних чаще всего сами женщины: согласно опросу, проведенному в 2006 году по заказу интернет-магазина daripodarki.ru, это около 70% всех покупателей. Чаще всего в такой форме делаются презенты друзьям и подругам (28,3%), коллегам (27,4%), реже – родственникам (18,6%) и мужьям (14%), в последнюю очередь – бой-френдам (8,3%). Зато именно мужчины чаще объясняют подобный выбор подарка тем, что не успели вовремя прикупить какой-нибудь более материальный презент.
Женщинам
Вариантов «для нее» в столице действительно более чем достаточно. Скажем, для любителей косметики сеть магазинов «Л’Этуаль» предлагает сертификаты номиналом 300, 500, 1000, 5000 рублей и т.д. (не более 11 410 рублей); в «Ile de Beaute» можно найти купоны на 1000, 1500, 2000, 2500 и 3000 рублей; а набивший оскомину «Арбат Престиж» отпечатал подарочные талоны на 500, 700, 1000, 3000, 5000, 10 000 рублей.
Не меньший выбор предлагают и салоны красоты. Подарочные сертификаты можно найти как в самых пафосных заведениях, вроде «Spa Club’а Петровка, 19» (где надлежит потратить не менее 2100 рублей) или тайских SPA-салонах «7 красок» (не менее 1650 рублей), так и в замшелых парикмахерских совкового образца. При этом в «7 красках» на купоне указываются именно предлагаемые услуги, но никогда – сумма затрат.
Кстати, в последнее время появилась возможность подарить не только красоту, но и здоровье. Специальные талоны выпустили, например, ОАО «Медицина» (на сумму 100, 300 и 500 евро), клиника «Just for You» и детская поликлиника «Медси II» (примерно от 8000 рублей.)
Любителей модных шмоток можно отправить в ЦУМ (снарядив картой на покупки в размере 5000, 10 000 или 15 000 рублей), «Калинку-Stockmann» (от 100 рублей) или, например, в магазины белья «Дикая Орхидея» (от 2000 до 20 000 рублей), «Золотая стрекоза», «Эстель Адони» (от 1000 рублей).
Мужчинам
«Для него»подарочных сертификатов теперь уже тоже немало. Их выпустили, среди прочих, магазины «Мир» (20, 30, 100, 500 у.е.), «Техносила» (от 300 до 5000 рублей), «М.Видео» (от 500 до 10 000 рублей), «Белый ветер» (от 1500 до 10 000 рублей) и даже «Мир рыболова» (от 1500 рублей).
На двоих
Вдвоем с подарочным чеком можно отправляться в «Детский мир» или же просто как следует попировать. Для этих целей теперь также существуют сертификаты. Настоящим гурманам можно подарить светский выход в один из ресторанов Аркадия Новикова, любителям Востока – чайную церемонию в «Клубе чайной культуры» (подарочные сертификаты от 1000 до 10 000 рублей), а любителям пиццы – перекус в «IL Патио» (от 300 рублей).
Позволь себе немного лишнего
Откровенно говоря, в Москве практически не осталось не только вещей, которые нельзя купить за деньги, но и тех, для которых не выпустили бы подарочных сертификатов. Существуют купоны на книги и диски, на сумки и ювелирные украшения, на путешествия, на посещение школ гейш, курсов английского языка и кулинарного мастерства, на любой вид страховки, на подключение «НТВ-плюс» и на уборку квартиры.
Подарочные сертификаты уже получили такое распространение, что в Марьино ими премируют школьников за хорошую учебу: ребенок, получивший четыре пятерки за неделю, получает сертификат на отдых в «Фэнтези парке».
Тем не менее, некоторые идеи все еще способны удивить. Например, компания «VEAGEN» предлагает приобрести подарочный купон на «генетическое сбережение» вашего домашнего питомца – сохранение образца ДНК до момента возможного клонирования (от 990 евро). А сайт «Международного Звездного Каталога» рекомендует в качестве подарка возможность дать звезде имя (от 650 долларов).
При таком обилии вариантов неудивительно, что появились интернет-ресурсы, составившие огромные подборки подарочных сертификатов: presentstar.ru, daripodarki.ru, zakazpodarka.ru, present-show.ru. Наценки таких сервисов составляют около 3%, зато здесь можно найти и сафари на танках (890 у.е.), и конное путешествие (189 у.е.), и урок горения (390 у.е.), и прогулки по канализации Москвы с экскурсоводами-диггерами (370 у.е.), и возможность приобрести в галерее «Les Oreades», с позволения сказать, предмет искусства для украшения собственного дома (от 3000 до 30 000 рублей).
Ограничивать полет фантазии здесь явно никто не собирается: можно даже насладиться «свинским стриптизом»: к вам приезжает «хрюшка-стриптизерша» (ростовая кукла) с роскошным «шестиместным бюстом» и устраивает эротичные танцы (169 у.е.).
В итоге очевидно: подарочные сертификаты, которые должны были снять с дарящего проблему выбора, своим обилием только усугубили ее.