Длительное нахождение возле экрана связано с замедлением развития мозга дошкольников

В последние годы резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Это непосредственно влияет на развитие головного мозга в этот чувствительный период жизни. В новом исследовании ученые показали, что уровень развития белого вещества мозга и время, проводимого у экрана, связаны у детей 3-5 лет.
Длительное нахождение возле экрана связано с замедлением развития мозга дошкольников
Фото: needpix.com /

В последние годы резко увеличилось время, которое дети дошкольного возраста, включая младенцев, проводят у экранов. Это непосредственно влияет на развитие головного мозга в этот чувствительный период жизни.

В ходе нового исследования ученые сканировали мозг детей от 3 до 5 лет. Они выявили, что у тех, кто проводил у экрана больше рекомендованного одного часа в день без вмешательства родителей, были более низкие показатели развития белого вещества мозга, которое является ключевым для развития речи, грамотности и когнитивных навыков. Исследование было опубликовано в журнале JAMA Pediatrics.

«Это первое исследование, демонстрирующее связь между большим количеством времени, которое дети проводят у экрана, и меньшим уровнем развития структуры мозга и навыков у дошкольников», - говорит ведущий автор исследования, доктор Джон Хаттон, педиатр из детской больницы Цинциннати. Он также подчеркивает, что в первые пять лет жизни мозг очень пластичен, он «впитывает» все, формируя прочные связи на всю жизнь.

Исследование показало, что чрезмерно длительный просмотр телевизора связан с неспособностью детей концентрировать внимание и ясно мыслить. В то же время, чаще встречаются вредные привычки в еде и поведенческие проблемы. Также были выявлены связи между чрезмерным количеством времени у экрана и задержкой речи и плохим сном.

Такие дети, к тому же, часто растут без должного взаимодействия с родителями. Как говорит доктор Хаттон, там, где ребенок проводит у телевизора по 5 часов в день, родители обычно сидят у телевизора по 10 часов, а значит, у них остается мало времени на ребенка.

Диффузно-тензорная визуализация головного мозга. Фото: John S. Hutton, MD

Особое беспокойство у ученых вызывает использование современных портативных устройств, которые часто кладут в кроватку ребенка. По словам Хаттона, около 90% детей уже в возрасте одного года проводят время у экрана.

В новом исследовании использовался специальный тип магнитно-резонансной томографии (МРТ), называемый диффузно-тензорной визуализацией. Такой тип МРТ позволяет хорошо рассмотреть белое вещество, отвечающее за формирование связей между различными частями мозга.

Ученые изучали 47 здоровых детей со здоровым мозгом (27 девочек и 20 мальчиков), которые еще не ходили в детский сад. Перед МРТ дети проходили когнитивные тесты, а их родители отвечали на вопросы относительно времени, которое ребенок проводит у экрана.

Результаты показали, что в среднем дети проводили у экрана чуть более двух часов в день. У детей, проводивших у экрана более часа без взаимодействия с родителями, было больше дезорганизованного и менее развитого белого вещества по всему мозгу. Результаты визуализации мозга согласуются и с результатами поведенческого и когнитивного тестирования.

Ученые отмечают, что речь идет не о каком-либо повреждении белого вещества головного мозга, а о его недоразвитости вследствие того, что ребенок пассивен, проводя время у экрана, что влияет и на развитие мозга. Авторы подчеркивают, что для развития когнитивных способностей в первые годы жизни крайне важно активное социальное взаимодействие.

Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач Врачи говорят Клещевые инфекции — чем опасен анаплазмоз? Объясняет врач
Инфекция может стать эндемичной для Центрального федерального округа
Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке Как правильно Что может сделать борщевик человеку? Объясняем по науке
Опасное растение, вызывающее ожоги и аллергию